Сибирский оптимизм


Центр стратегических исследований “Росгосстраха” летом 2007 г. провел очередное исследование потребительских настроений граждан 44 городов России с численностью населения более 100 000 человек. Индексы отражают оценку гражданами их уровня жизни и возможностей его улучшения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Результаты исследования показали, что наиболее оптимистично настроены жители Новосибирска – значение индекса потребительских настроений достигло 140,1 пункта. По сравнению с показателем 2006 г. оптимизм новосибирцев возрос на 28 пунктов. Особенно высоким в Новосибирске стал индекс долгосрочных потребительских ожиданий – 145,8 пункта (в 2006 г. – 117,7 пункта).

Наиболее близкими по величине индекса к Новосибирску оказались три сибирских города: Новокузнецк (136 пунктов), Томск (135,9) и Красноярск (135,7). Жители двух других крупных западносибирских городов, Омска и Кемерова, продемонстрировали более низкий “уровень счастья” – 131,9 и 130,4 пункта соответственно.

При среднедушевом доходе в 2006 г. 7929 руб. на потребительские расходы (траты на продукты питания, в том числе питание вне дома, все потребительские товары и услуги) житель области тратил 7000 руб. В 2005 г. Новосибирская область занимала лишь 32-е место среди субъектов РФ по уровню доходов населения (6555 руб.), а по потребительским расходам была на 15-м месте (аналогичная статистика за 2006 г. еще не обнародована). В 2006 г., по оценке страховой компании “Макс”, в Новосибирске продано около 60 000 автомобилей (из них 10 000 – новые иномарки, остальное – подержанные иномарки и отечественные машины). Новосибирскстат подсчитал, что в прошлом году новосибирские агентства недвижимости совершили 30 511 сделок с недвижимостью (из них 29 993 – с жилым фондом), что на 22,2% больше, чем в 2005 г.

Компании, реализующие крупные проекты в Новосибирске, заблаговременно почувствовали потребительский оптимизм местных жителей. Сейчас “Русский алкоголь” завершает строительство в Кольцове завода по производству водки и слабоалкогольных коктейлей мощностью 5 млн дал. “Принимая решение о строительстве в Новосибирске второго по мощности завода (после “Топаза”), мы руководствовались в первую очередь динамикой продаж, – говорит замгендиректора “Русского алкоголя” Владимир Иванов. – В Новосибирске наряду с Екатеринбургом наиболее востребована наша продукция”. То, что в Новосибирске спрос на водку выше общероссийского, подтвердили и в пресс-службе Nemiroff. Объем продаж компании в Новосибирске за предшествующий год (с первого полугодия 2006 г. по первое полугодие 2007 г.) вырос на 36% с 400 000 до 546 000 бутылок, тогда как российский экспорт компании за этот период увеличился на 35%.

Крупный (4,5 гектолитра в год) завод строит в Новосибирске “Балтика”. В Бердске для сокового производства мощностью 300 млн л в год нашел площадку “Лебедянский”. О мегапроекте в конце прошлого года заявил и местный холдинг “Российские мясопродукты”. Сейчас компания подыскивает в Новосибирске площадку для строительства нового мясоперерабатывающего завода мощностью 300 т в сутки.

Непродовольственные ритейлеры тоже ощутили особый покупательский пыл сибиряков. По данным “Техносилы”, посещаемость сибирских магазинов компании составляет в среднем 2415 человек за день, тогда как аналогичный показатель в близком по уровню доходов Черноземье – 2000–2100, говорит директор по связям с общественностью “Техносилы” Надежда Сенюк. А средний чек в Сибири – $132 (в Черноземье – $123). “Год назад мы выделили Сибирь в приоритетный регион и развиваемся там более интенсивно, чем в других, – добавляет Сенюк. – Наши проекты стимулируют и адекватное предложение коммерческой недвижимости на местном рынке”.