ВЕКТОР


Почти как в Америке

Между рынками мобильной связи России и США есть два важных сходства: высокий уровень проникновения (в России, по данным ACM-Consulting, – свыше 110%, а в США, по оценке SNL Kagan, – 84%) и дешевизна услуг. У МТС, “Вымпелкома” и “Мегафона” средняя по России стоимость минуты разговора составляла в 2006 г., по их данным, около $0,05. А у крупнейших операторов США – AT&T Mobility и Verizon Wireless, по данным Informa Telecoms & Media за I квартал 2007 г., – $0,06. Дешевле связь в Китае ($0,02–0,03 в минуту) и Индии ($0,01–0,02), но там и уровень проникновения ниже.

Арбитражный суд Москвы постановил передать в доход государства контрольные пакеты акций предприятий башкирского ТЭКа – добывающей “Башнефти”, перерабатывающих “Уфаоргсинтеза”, “Новойла”, “Уфанефтехима”, Уфимского НПЗ и сбытового “Башкирнефтепродукта”. Задолго до судебных решений аналитики успели “поделить” эти активы, главными претендентами единодушно были названы “Роснефть” и “Газпром”, кое-что “отдавали” “Системе”, которая уже владеет блокирующими или близкими к ним пакетами. А вчера “Интерфакс” со ссылкой на источник, близкий к миноритарным акционерам “Башнефти”, сообщил как о деле решенном, что “Башнефть” отойдет к “Газпрому”, а перерабатывающие и сбытовые активы – к “Роснефти”. Источник также сообщил, что в Уфе готовилась акция протеста работников этих предприятий, но в последний момент ее отменили, поскольку ее участникам стало известно, что предприятия перейдут под контроль госкомпаний. То есть работники башкирского ТЭКа настолько симпатизируют госсектору экономики, что отказались поддержать нынешних акционеров предприятий, от которых пока что зависит их бытие. Между тем о переходе власти к новым хозяевам говорить рано. По двум из четырех исков ФНС слушания в апелляционной инстанции должны начаться на этой и на следующей неделях, по остальным они еще не назначены. А впереди еще кассация и, возможно, Высший арбитражный суд. Процессы вполне могут затянуться до президентских выборов, после которых, как сказал “Ведомостям” крупный башкирский чиновник, шансы сохранить статус-кво резко повысятся.

Между рынками России и США есть и важное различие: американцы говорят намного больше, средний счет на абонента – ARPU, по данным Informa, – около $50 в месяц. Российские компании стремятся повышать ARPU – вводят новые услуги, предлагают абонентам переходить с предоплаченных на кредитные тарифные планы и т. п., но у “Вымпелкома” во II квартале российский ARPU составил $9,9 в месяц (рост на 33,8%), а у МТС – $9,2 в месяц (рост – 22,7%). “В Сан-Франциско <...> невозможно разговаривать по мобильному телефону – постоянно теряется связь, – жаловался “Ведомостям” гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов. – В Нью-Йорке ситуация не намного лучше. Это плата за дешевизну <...> [такая] политика не позволяет американским операторам обеспечивать достаточно качественный сервис”. Российские операторы заверяют, что заботятся о качестве связи: недаром они не требовали от Мининформсвязи лицензий на связь третьего поколения, желая сначала построить надежные сети GSM.

Неубитый медведь

Гупта сменил направление

Год потребовался “Альфа-групп”, чтобы взять бразды правления шинным холдингом Amtel-Vredestein в свои руки. До прошлого года контроль над шинной компанией сохранял ее основатель Судхир Гупта. Сначала ему пришлось поделиться частью своего пакета с “Альфой” и инвестфондом Temasek в рамках опционного соглашения, заключенного с ними в преддверии IPO (доля Гупты сократилась в итоге с 52% до 29,3% акций; “Альфа” на конец прошлого года контролировала около 26% акций). А чуть больше недели назад выяснилось, что Гупта уступил “Альфе” место крупнейшего акционера Amtel-Vredestein, продав более 18% акций институциональным инвесторам. Оперативное руководство холдингом “Альфа” получила и того раньше: в июне ей удалось провести важные для себя кадровые решения, и вместо Алексея Гурина Amtel-Vredestein возглавил Петр Золотарев из “Русских машин”. Точку в этой истории поставил сам Гупта. Вчера Amtel-Vredestein сообщила, что он покинул пост председателя наблюдательного совета компании и вышел из ее совета директоров. Причину отставки Гупта объяснил “большим объемом обязательств в других сферах деятельности” и решением “развивать другие направления бизнеса”. Продажа им оставшихся 10% акций, очевидно, лишь вопрос времени: Гупта уведомил, что не исключает такой возможности.