ИНТЕРВЬЮ: Джонатан Хартли, руководитель российского банка HSBC


Один из мировых банковских грандов – HSBC не торопится открывать отделения в России, хотя уже давно получил право работать с физическими лицами на нашем рынке. “Главное – все сделать не быстро, а правильно, чтобы сотрудники были не меньше довольны, чем клиенты”, – объясняет руководитель российского HSBC Джонатан Хартли. В интервью “Ведомостям” он рассказал, как долго HSBC готов “запрягать” и когда розничный бизнес банков в России сравняется по размерам с корпоративным.

– Розничный бизнес – сейчас одно из самых популярных направлений у банкиров и инвесторов. Почему выводить HSBC на этот рынок в России доверено вам?

– Мы предпочитаем использовать термин “услуги для физических лиц”. Решение о начале этой деятельности в России долго и тщательно обдумывалось. Что касается меня, безусловно, определенную роль сыграл опыт работы в странах, где происходит бурное развитие банковского сектора, такое же, как мы наблюдаем сегодня в России. Я говорю об опыте моей работы в Аргентине и Мексике.

– И на Мальте, где вы возглавили офис первого иностранного банка?

– Мальта – совсем другой рынок, и HSBC начинал свою деятельность с корпоративного бизнеса. В России же акцент делается на развитии рынка услуг для физических лиц. По темпам роста Россия имеет много общего с Аргентиной и Мексикой. Запуск подобных проектов в этих странах – достаточно серьезный опыт, которым мы располагаем. Однако о слепом копировании речь не идет. Тем более что наш банк присутствует в России уже 10 лет и мы хорошо представляем себе ситуацию на российском рынке.

– Когда было принято принципиальное решение о начале внедрения проекта по предоставлению услуг физическим лицам?

– В октябре 2006 г. Тогда мы обратились в Центральный банк за лицензией. Сегодня нами разработана стратегия на ближайшие три года. Дальнейшие планы будут зависеть от результатов работы в этот период. В конце I квартала 2008 г. планируем начать обслуживание граждан. Сейчас набираем и обучаем персонал, подыскиваем подходящие помещения.

– Как должен выглядеть розничный бизнес HSBC в России на начальном этапе в соответствии с разработанной банком стратегией? Каких объемов он должен достичь и на какую долю рынка вы рассчитываете?

– У нас есть определенное видение того, чего мы хотим достичь. Озвучивать цифры не хотелось бы. Помимо этого, в процессе работы мы можем скорректировать свои планы, если окажется, что ситуация не совсем соответствует нашим ожиданиям. Очень важно, чтобы деятельность в этом направлении осуществлялась на должном, соответствующем нашему банку уровне. Тогда уместно ожидать и высоких количественных показателей. Пакет услуг будет включать депозиты, кредитные и дебетовые карты, кредиты, в том числе ипотечные. Но этим ограничиваться мы не намерены. Одно из наших преимуществ – опыт инноваций. HSBC был первым, кто предложил своим клиентам банковские услуги по телефону. Это было сделано в Великобритании. Разумеется, предоставление банковских услуг по телефону и через интернет также входит в наши планы в России. Начинать мы будем с более простых продуктов, со временем расширяя пакет услуг и делая его все более интересным.

– Кто будет вашими основными розничными клиентами на начальном этапе? Люди “с улицы” или сотрудники компаний, которые уже являются вашими клиентами?

– Мы действительно работаем со многими ведущими российскими и иностранными компаниями, но делать ставку только на их сотрудников неправильно. Россия – колоссальный рынок для предоставления банковских услуг. Только интернет сулит миллионы клиентов. Наш опыт в Армении, где HSBC занял ведущие позиции на розничном рынке, это подтверждает.

– Российские банки способны в перспективе конкурировать с иностранными коллегами на нашем внутреннем рынке? Жестче ли конкуренция в России, чем в других странах?

– В России работает несколько сильных банков, обладающих весьма солидными перспективами, а также историей и прочными связями с клиентами. Эти банки продолжат укреплять свои позиции на российском рынке. Все более активными становятся и иностранные банки, которые доказывают, что обладают некоторыми преимуществами по сравнению с российскими коллегами. Сложно сравнивать уровень конкуренции в разных странах. Я хочу отметить другое: мы видим, сколь еще невелик процент населения России, пользующийся услугами банков. Это в сочетании с ростом экономики в стране открывает перед банками колоссальные перспективы.

– Вы сразу намерены идти в регионы?

– Начнем с Москвы, где на первом этапе будет открыто несколько офисов. Дальше будем смотреть на другие города – Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. Структура филиальной сети и ее развитие сейчас находятся на этапе разработки.

– Рассматриваете ли вы возможность покупки российского банка для ускоренного развития розничного бизнеса?

– Мы не будем отказываться от выгодных предложений, учитывая то, что мы сильно капитализированный банк. Но пока мы не рассматриваем такие варианты, а фокусируемся на органичном росте. К тому же в России сейчас цены на подобные активы очень высоки.

– Сколько вы сейчас зарабатываете на российском рынке?

– Это непубличная информация. Да и составляющих прибыли очень много: это и операции местного офиса, и сделки, которые проводятся с участием российского HSBC за рубежом. Это и кредитование, и организация сделок, и операции с ценными бумагами. Но я могу сказать, что показатели высокие и они соответствует нашему уровню бизнеса. Мы будем заниматься здесь всеми видами бизнеса, потому что на это в России есть спрос. Когда мы говорим о любом новом рынке, который обещает рост, целесообразность полноценного бизнеса в этом регионе сомнений не вызывает. Это полностью относится к России.

– То есть private banking тоже будет переведен из режима представительства в российский HSBC?

– Услуги private banking предоставляет специализированный швейцарский банк нашей группы. В России же мы запускаем проект предоставления услуг физическим лицам. Политика по работе с состоятельными российскими клиентами будет по-прежнему выстраиваться коллегами в Швейцарии.

– Есть ли планы по смежным направлениям – страхованию, паевым инвестиционным фондам?

– Эти сферы динамично развиваются и не остаются вне нашего поля зрения. Но в настоящее время ни о каких планах в этих областях речи не идет. Тем более что страховые продукты требуют сотрудничества со страховыми компаниями. Равно как и паевые инвестиционные фонды. Со временем банк может стать их продавцом, но в интересах других управляющих компаний.

– Вас никак нельзя назвать агрессивными – ни по взглядам, ни по действиям в России. А как вы определяете, что сделано хорошо, а в чем допущена ошибка?

– Последовательность в развитии – вот что помогает нам чувствовать себя уверенно.

– Вы собираетесь приглашать специалистов из зарубежных офисов HSBC для развития розничного бизнеса? Или будете привлекать персонал здесь?

– Сегодня у нас уже около 140 специалистов в нашем офисе. В ближайшие три года штат увеличится в несколько раз. Мы формируем так называемый центр для обучения персонала. Он должен стать основой нашего бизнеса. Это привычная для нас, проверенная временем схема. Мы не только глобальный банк, но и российский банк на внутреннем рынке. Вследствие этого количество руководителей высшего звена также будет увеличиваться. Будут приезжать зарубежные специалисты, а также мы будем вести поиск российских профессионалов. Мы рассчитываем, что людей заинтересуют открывающиеся перед ними возможности.

– А что касается развития других направлений? Они окажутся в тени розничного бизнеса?

– Мы уже состоялись в России как корпоративный банк. Большинство крупных компаний являются нашими клиентами. Со временем мы будем развивать и другие направления, ориентированные на другие сегменты рынка. Сейчас у нас немногим более 100 клиентов. Их число будет увеличиваться. Но прогнозировать, как именно, – дело неблагодарное. Хотя очевидно, что в разы.

– Когда розница сравняется с объемом корпоративного бизнеса в России?

– Этого вполне можно ожидать уже через три года.

– Каким должен быть размер компании, чтобы она могла стать клиентом российского HSBC?

– Не все определяется количественными показателями. Нам интересны прежде всего качественные клиенты, и совсем не обязательно, чтобы их обороты измерялись миллионами долларов.

– Какова ваша первая реакция после знакомства с российским рынком, в чем его отличия от остальных?

– Было некоторое удивление весьма высокой конкуренцией. Рынок достиг весьма солидных объемов и продолжает динамично развиваться.

– Как вы относитесь к происходящему с вашим партнером в России – фондом Hermitage?

– У нас нет акционерного владения в Hermitage. Отношения исключительно деловые, и происходящие с ними события мы не комментируем.

– Вслед за делом ЮКОСа претензии властей были обращены еще на ряд компаний. Видите ли вы какую-либо опасность для крупных корпоративных клиентов или всего бизнес-сообщества в связи с этим?

– Есть много рисков как в России, так и в любой другой стране, которая находится на начальном этапе развития частного бизнеса. Наша цель и задача – обслуживание клиентов. Для нас важно, чтобы наши услуги не несли им риска. А по мере увеличения количества клиентов в России и расширения клиентской базы за счет среднего и малого бизнеса эта тема постепенно утратит свою остроту.

– Какой риск самый большой в России? И где самый большой потенциал для роста?

– Наибольший потенциал, конечно же, лежит в сфере обслуживания физических лиц. Поэтому и риски в основном связаны с этим направлением. Мы надеемся, что те услуги, которые мы предложим на российском рынке, будут полностью востребованы.