КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Разделяй и зарабатывай


Меньше чем через год, 1 июля 2008 г., РАО “ЕЭС России” должно исчезнуть. Но вопросы останутся. Насколько, например, оспорим обмен долями между крупнейшими акционерами холдинга – государством, “Газпромом”, “Норникелем” и СУЭК – долями, которые они получат только через год? По какой цене шел этот обмен? Как будут жить новые компании, выделенные из РАО, после его ликвидации? Ведь иски по старым долгам или неисполнению каких-то обязательств (кроме налоговых) можно предъявлять вместо РАО к любой из них. И так далее.

Тема сегодняшнего дня – коэффициенты обмена акций РАО на акции выделяемых из него компаний (они одобрены советом директоров в пятницу). По этим коэффициентам теперь инвесторы считают, что именно они получат на свои бумаги РАО. Один набор активов – если 26 октября они проголосуют за реорганизацию и ликвидацию холдинга. Совсем другой – если против. Совпадает лишь одно: суммарная стоимость долей, которые получат акционеры холдинга, примерно на треть больше, чем стоимость их долей в РАО. К примеру, вчера в РТС обыкновенная акция РАО стоила $1,22. А доли, которые причитаются на эту акцию, – $1,63–1,69, подсчитали аналитики “Атона”. Если бы столько же стоили акции РАО, то холдинг прибавил бы в цене почти $18 млрд (к вчерашним $52,8 млрд).

РАО ЕЭС не исключение: холдинги, как правило, стоят дешевле, чем их составные части. АФК “Система”, например, вчера стоила на LSE столько же, сколько принадлежащий ей контрольный пакет акций МТС, – $13,7 млрд. А сумма принадлежащих “Системе” долей четырех ее торгующихся “дочек” (включая “Комстар”, “Ситроникс” и “Систему-Галс”) составляла почти $19 млрд.

За рубежом это даже стало отдельным бизнесом хедж-фондов – брать на вооружение принцип “сумма частей больше целого” и требовать продажи каких-нибудь подразделений. Так, в 2005 г. известный рейдер Карл Айкан, купив 3% акций медиакомпании Time Warner по $17, потребовал разделить ее на четыре части, считая, что по отдельности они смогут работать более эффективно. Эти четыре компании стоили бы из расчета $25 за акцию, или на $40 млрд больше единой компании. Правда, его план не был принят.

Возможность заработать на разнице есть не только у акционеров РАО, но и у его менеджеров. Причем дважды. С июня около 350 сотрудников РАО получили право купить до конца года около 1% акций холдинга по $0,292 за штуку. С такой ценой уже вчера они могли стать миллионерами, получив почти $400 млн на продаже бумаг (до выплаты налогов), – это раз. А два – они заработают еще около трети на реорганизации, вместе со всеми.