Кончаловски – это кто?


Генри: асоциальный тип, вольнодумец, алкоголик, эрото- и графоман. 10 лет назад открыл в мусорщике Саймоне гениального поэта и женился на его сестре Фэй. Сгинул в финале “Генри Фула” и снова нарисовался в финале “Фэй Грим”.

Фэй: решительная сексуальная брюнетка с незадавшейся личной жизнью. Муж пропал, брат сидит за него в тюрьме, дожидаясь, впрочем, Нобелевской премии по литературе, а 14-летнего сына выгнали из школы за порнографическую игрушку.

В игрушке, кстати, зашифровано послание. Чтобы прочесть его, скабрезными картинками в коробочке-диапроекторе дают полюбоваться священнику, раввину и мулле (но не зрителям): у Хартли великолепное чувство юмора, и “Фэй Грим” проще всего назвать комедией.

Точнее, престранной пародией на шпионский триллер, в которой звезда “независимых” Паркер Поузи демонстрирует грацию истинной клоунессы. Триллер начинается с комического для русского уха вопроса: “Вам знакома фамилия Кончаловски?”, адресованного героине людьми из ЦРУ (главного играет голливудская звезда Джефф Голдблум), и отчетливо кренится в абсурд, когда выясняется, что бомжеватый Генри Фул был секретным агентом, а его графоманский опус в шести тетрадках – компроматом на все разведки мира. В результате Фэй отправляется на поиски тетрадок и мужа в Париж и Стамбул, где дурачит ЦРУ и “Моссад”, принимает помощь от арабских террористов и дружит со стюардессой по имени Биби Кончаловски.

Все это снято перекошенной камерой (с первого до последнего кадра!) и выглядит как нечто среднее между “Ультиматумом Борна” и “Бриллиантовой рукой”, только немного медленней и намного печальней. Странность, однако, не только в том, как красиво скособочен шпионский декор, но и в том, что за ним прячется бытовая, в сущности, драма: это неуловимый Борн может три серии подряд искать себя, а женщина Фэй просто ищет мужчину своей жизни, кем бы он ни был – подлецом, алкоголиком, монстром, террористом номер 1, 2 или 3.

Даже если б камера стояла прямо, а сценарных пируэтов было поменьше, “Фэй Грим” осталась бы вещью из ряда вон. Шпионская (траги)комедия о разбитом и верном сердце – надо же.