На фестивальных часах без пяти «12»

Художественные резоны склоняют конкурс в пользу Франции, политические – Америки и Азии. Теперь дело за Михалковым

ВЕНЕЦИЯ – После того как сегодня вечером в конкурсе Венецианского фестиваля покажут фильм Никиты Михалкова «12», окончательно сложится конфигурация передового отряда претендентов на главные награды «Мостры-2007».

В течение последних дней на острове Лидо царило затишье: предметом заинтересованного обсуждения оставались преимущественно фильмы, показанные ранее. В частности, «Это свободный мир» британского режиссера Кена Лоуча – искусного и зоркого портретиста социально униженных. Героиня его нового фильма, мать-одиночка в леопардовом пальто и на мотоцикле, теряет работу из-за того, что слишком резко отмахнулась от ухаживаний босса, и вскоре открывает собственную скромную фирму по трудоустройству эмигрантов. Причем жесткость, с которой судьба только что с ней обошлась, довольно резко и неприятно аукается в том, как сама эта недавняя неудачница берется вести дела и распоряжаться чужими судьбами. Фильм всем хорош, однако Лоуч не далее как в прошлом году взял каннское золото, поэтому теория вероятности работает сейчас не в его пользу. Разве что жюри примет во внимание невеселые кулуарные разговоры о тяжелом физическом недуге живого английского классика и захочет его поддержать. Но все же гораздо более правдоподобной, чем главный «Лев», представляется награда Лоучу за режиссуру или Полу Лаверти за сценарий.

Многие сходятся на том, что весомые шансы на победу есть у француза Абделатифа Кешиша, выступившего с драмой «Кускус с рыбой». Это история из жизни натурализированных арабов из заплеванного района в портовом французском городке. Да и не законченная история даже, а будто бы выхваченный дымящийся кусок жизни этих людей. Все обстоятельства их социально неказистого существования – тут вновь потеря работы, затеянное новое дело, семейная круговерть – режиссер Кешиш знает явно не понаслышке. Но естественность течения этой жизни перед камерой, конечно же, не спонтанного свойства – это плод мастерской режиссуры, искусства управиться с густонаселенным домом-фильмом так, чтобы его ни разу не перекособочило.

Опять же – чуден Кешиш при любой погоде, но у фестивальной политики свои циничные резоны. В частности, большое количество конкурсантов из США ни в коем случае не будут проигнорированы как класс.

Хорошо бы американская наградная квота досталась Брайану Де Пальме.

Кроме того, жюри не сможет отмахнуться от азиатов – зря, что ли, Венеция столько лет их пестовала? Правда, какое именно восточное кино снимет на этот раз сливки – вопрос.

Вряд ли это будет китайское «Вожделение» о борьбе шанхайских подпольщиков с коллаборационистами при помощи красотки-наживки. Его автор Энг Ли тот еще китаец, как показала в позапрошлом году «Горбатая гора».

И путаному, вычурно красивому фильму Циань Уена «Солнце тоже встает», действие которого также происходит в Китае середины прошлого века, победа не светит.

А уж тем более – бледному режиссерскому дебюту тайваньского актера Ли Кан Шена «Помоги мне, Эрос»: любимец Цай Минь Ляна робко пошел по следам своего режиссера и учителя и пришел в никуда.

Видимо, большие азиатские надежды связывались с традиционным венецианским фильмом-сюрпризом, который объявляется в последний момент. Несмотря на всю забавную конспирацию директора Марка Мюллера, ушлые фестивальные умы довольно быстро вычислили засекреченного Джони То и его фильм «Безумный коп», снятый вместе с Ван Ка Фаем.

Коп действительно безумен – ставит сумасшедшие следственные эксперименты, отрезает себе ухо, мучается видениями и наделен недюжинной живучестью. В целом же надежды на То с товарищем оказались безосновательными: соавторы не выпрыгнули из рамок вполне традиционного боевитого фильма про полицейско-бандитские сцепки и разборки, мастерски, но без огня отработав все привычные этому жанру схемы и клише вплоть до коронного кадра с частоколом наставленных друг на друга стволов. Радует лишь финал: выживший в кровавой молотилке персонаж задумчиво разгуливает между трупами и все перекладывает и перекладывает пистолеты – из одной мертвой руки в другую, из другой в третью. Добиваясь таким образом нужной смысловой композиции.

Нет, вряд ли Венеция во второй раз подряд решится короновать фильм-сюрприз. Это эффект одноразового действия. Если же потребуется, как год назад, искать компромисс между взаимно неприемлемыми вкусами художественных натур, собравшихся за одним судейским столом, то лучшей кандидатуры, чем Питер Гринуэй, не найти. «Ночной дозор», навеянный живописью и судьбой великого Рембрандта, не имеет ни вопиющих изъянов, ни победительных достоинств. Перефразируя избитые слова про некого режиссера, который всю жизнь снимает один фильм, можно заметить, что Гринуэй вернулся к фильму, от которого когда-то отвлекся на мультимедийные побрякушки, которыми доверху набил «Чемоданы Тульса Люпера». Нестыдное получилось возвращение. Да и не награждали Гринуэя давно. Кроме всего прочего, эффектный вышел бы жест: фестиваль десять дней живет острыми социальными смыслами, а потом берет и награждает рефлексию на тему судьбы живописца в отражении его полотен.

Повременим, однако, с прогнозами. Подождем до «12-ти»

«Кускус с рыбой» – пока общий лидер

По результатам опроса, который фестивальный бюллетень Ciak проводит среди кинообозревателей газет и избранных представителей публики, в обоих рейтингах лидирует фильм Абделатифа Кешиша «Кускус с рыбой». В оценке других конкурсантов профессионалы и любители разошлись. Так, критики поставили «Майкла Клейтона» с Джорджем Клуни в главной роли много выше, чем зрители. А те, в свою очередь, гораздо крепче полюбили «Ищейку» с Майклом Кейном и Джудом Лоу