Долг «Русснефти» в умелых руках

Государство и Олег Дерипаска позволили управляющим заработать на динамике котировок бондов «Русснефти»

Удалось заработать и управляющему фондом «Открытие-облигации», в котором бумаги «Русснефти» на 29 июня занимали 5% (5,9 млн руб.). «Мы купили облигации по цене 70% от номинала, а продали – в районе 90% и заработали 17–19%», – рассказывает управляющий УК «Открытие» Дмитрий Кошаев. Сам фонд за лето заработал 2,12%.

Облигации «Русснефти», котировки которых стремительно меняются вслед за новостями вокруг компании, позволили заработать некоторым паевым фондам облигаций. Например, «Универ – фонд облигаций» принес клиентам за лето 7% прибыли (везде – данные НЛУ). В начале июля были куплены облигации «Русснефти», сильно упавшие к тому времени в цене (около 10% фонда), рассказывает управляющий фондом Дмитрий Ибрагимов. Продажа их состоялась в начале августа по более высокой цене после объявления о возможной покупке «Русснефти» «Базэлом». Ибрагимов отказывается назвать доходность операции. По подсчетам аналитика МДМ-банка Михаила Галкина, можно было заработать 25% за месяц. С начала июля по начало августа котировки облигаций «Русснефти» выросли с уровней 72–75% от номинала до 95–96%, в результате их доходность снизилась с уровней, близких к 40%, до 13–14%. «Но ликвидность этих бумаг невелика, и купить хороший объем на самых низких уровнях и затем продать его на пике – задача технически сложная, не говоря уже о способности правильно угадать с моментами покупки и продажи», – рассуждает Галкин.

Фонд «Газовая промышленность облигации» не стал играть на котировках бондов «Русснефти» (на 29 июня их доля составила 0,34%, или 2,7 млн руб.), сократив количество таких бумаг в портфеле, отметил управляющий УК «Лидер» Михаил Векшин. Наибольшую долю бумаг «Русснефти» (11,2%) имеет «Ермак – фонд облигаций». По словам директора УК «Ермак» Алексея Сташкова, его компания не продавала эти бумаги: «Сейчас продавать их смысла нет, но мы сделаем это, как только появится возможность выйти с меньшими потерями». С момента начала кризиса российские участники не увеличивали позиции в облигациях «Русснефти», а наоборот, сокращали их под давлением риск-менеджеров, считает Галкин: «Покупали в основном иностранные инвесторы, которые имеют лимиты на рискованные облигации».

В этом году на долговом рынке были сверхдоходными не только облигации «Русснефти». «Около 6% [за несколько недель] в абсолютном значении можно было заработать на бумагах «М-индустрии», 8% – на облигациях «Марты финанс» при условии, что ты купил ее на минимуме, а продал на максимуме», – рассказывает начальник управления операций с фиксированной доходностью УК «Уралсиб» Кирилл Лукичев. Сейчас в «Лукойл – фонд консервативный» более 8% облигаций «Марты финанс» и 3% строительного объединения «М-индустрия». Ситуация на рынке бондов «Русснефти» очень похожа на историю двухгодичной давности с облигациями «Нортгаза», вспоминает руководитель департамента управления активами «Максвелл капитал» Сергей Усиченко. Бумага торговалась в районе номинала (100–105%), а после того как стало известно о проблемах компании из СМИ, начались панические продажи, и котировки упали до 83–85%. «Мы купили бонды «Нортгаза» на 2,5% активов фонда по цене 87%, затем появились позитивные новости, и бумага стала торговаться по 95%. За неделю мы заработали 10%», – вспоминает Усиченко.