Губительный экспорт

Быстрый рост экспорта приводит в Бразилии к укреплению реала. Из-за этого страдают секторы, конкурирующие с импортом, а экономика растет медленно

В последние годы курс бразильского реала быстро растет. Этому способствовало увеличение торгового сальдо и приток инвестиций. По оценке нацбанка Бразилии, в 2006 г. в страну поступило $18,7 млрд прямых иностранных инвестиций, а за первую половину 2007 г. – $24,4 млрд. Торговое сальдо, еще в 2002 г. отрицательное ($2,7 млрд), выросло до $44,9 млрд в 2005 г. и $46,5 млрд в 2006 г.

С 2002 г. курс реала вырос с 3,95 за $1 до 1,84 в конце июля. Отток средств с развивающихся рынков привел к падению реала до 2,11 за $1, но к началу сентября он снова укрепился до 1,95 за $1.

Основные экспортные товары Бразилии – соя, кофе, продукты металлургической, авиастроительной, электронной отраслей.

Бразильские экономисты и бизнесмены тревожатся, что укрепление реала ведет к «голландской болезни». Это снижение конкурентоспособности местных отраслей, конкурирующих с импортом, из-за роста курса местной валюты.

«Мы находимся под невероятным прессом», – говорит Хорхе Фациони, руководитель компании из штата Риу-Гранди-ду-Сул. Высокооплачиваемые рабочие места в капиталоемких индустриях будут вытесняться низкими зарплатами в секторе услуг (не страдающими от конкуренции с импортом) и Бразилии грозит деиндустриализация, беспокоится он.

Бразильцам сейчас намного выгоднее построить завод в Китае, чем экспортировать за рубеж произведенную в стране продукцию, отмечает Оскар Беккер, финдиректор производителя автозапчастей Iochpe-Maxion. У бразильских экспортеров больше нет стимулов искать новых потребителей на товары, произведенные в стране, говорит он. Компания Беккера строит в Китае фабрику по производству автокомпонентов, она начнет работу в 2008 г. Он, правда, надеется, что автокомпоненты не придется импортировать в Бразилию.

Зато бум наблюдается в секторе услуг, сельском хозяйстве и добыче сырья. У Vale do Rio Doce, производителя железной руды, прибыль за 2001–2006 гг. выросла впятеро до $20,4 млрд. Причина – рост спроса в Китае.

Главная проблема теперь у бразильских компаний – совладать с ростом издержек, говорит Дэвид Купфер из университета в Рио-де-Жанейро.