Кто за кем следит

Соратники Юрия Чайки будут надзирать за работой подчиненных Александра Бастрыкина

Юрий Чайка изменил структуру надзора за следствием. Он издал приказ о создании нескольких новых управлений по надзору за следственными органами. Бывший начальник управления Генпрокуратуры по расследованию особо важных дел Сергей Иванов возглавил управление по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. В течение трех дней он руководил расследованием убийства Анны Политковской, но теперь вышел из следственной бригады. Управление по надзору за следствием в центральных аппаратах СК при прокуратуре, СК при МВД, служб судебных приставов, по контролю за оборотом наркотиков и таможни возглавил бывший заместитель Иванова Игорь Мясников.

Бывший генпрокурор Юрий Скуратов полагает, что и Иванов, и Мясников не попали в Следственный комитет (а переход туда, без сомнения, предпочтителен для любого следователя) из-за трений между Чайкой и руководителем СК Александром Бастрыкиным. «В последний момент перед передачей полномочий Чайка попытался заработать политические дивиденды, отчитавшись об удачном расследовании дела Политковской, и это не понравилось следователям», – объясняет Скуратов.

По его мнению, именно этим недовольством вызваны многочисленные утечки о том, что дело разваливается. Назначение Иванова руководителем ведущей это дело группы на несколько дней было бессмысленным, уверен Скуратов.

Генпрокурор издал приказ о создании новых управлений в пятницу одновременно с тем, как приступил к работе Следственный комитет, к которому перешли следственные полномочия Генпрокуратуры.

Управления Иванова и Мясникова войдут в Главное управление по надзору за следствием. Начальником нового главка назначен зампрокурора Тюменской области Андрей Некрасов.

В прежней структуре управление по надзору за дознанием и ОРД имело статус главка (главного управления), а за следствием в МВД и прочих службах надзирали два разных управления. Но это не просто структурные изменения, говорит адвокат, бывший работник органов прокуратуры Юрий Костанов: новый главк хотя и называется «по надзору за следствием», но отныне Генпрокуратура за предварительным следствием надзирать не может. У нее остался лишь надзор за дознанием, т. е. она может вмешиваться лишь в те мелкие дела, которыми занимаются дознаватели.

Конфликт между генеральным прокурором и главой СК заложен во вновь образованную конструкцию, объясняет Скуратов. К СК отошли следственные полномочия, но и у прокуратуры кое-что осталось: возможность в течение 24 суток отменить постановление о возбуждении уголовного дела, а также право решать, направлять ли в итоге дело в суд.

Бастрыкин также провел структурные преобразования. В СК сформировано Главное управление по расследованию особо важных дел, куда вошли 120 следователей. В него передано 110 уголовных дел, в их числе дела об убийстве Анны Политковской, Александра Литвиненко, подрыве «Невского экспресса», дела в отношении Бориса Березовского.