Наши не катят

Рыночная доля отечественных марок сократилась почти вдвое – с 41,3% до 25,7%. Это если считать в штуках. В деньгах – до 13%
М. Стулов

Второй фронт. Подержанные иномарки

Доля подержанных иномарок на российском рынке в первом полугодии 2007 г. осталась на прежнем уровне – 13,4%, подсчитал «АСМ-холдинг». За полгода в страну было ввезено 160 100 подержанных иномарок. Это на 35 000 машин (на 28%) больше, чем в первом полугодии 2006 г.

В первом полугодии 2007 г. продажи российских марок составили всего 25,7%, в то время как за аналогичный период прошлого года – 41,3%, подсчитал «АСМ-холдинг». Российские марки потеряли и в абсолютном отношении – автомобилей Lada, «Волга», UAZ и «Ока» было продано на 75 200 меньше, чем в первом полугодии 2006 г.: 304 700 против 379 900 (без учета экспорта).

Рынок в целом вырос на 28,7% – всего, включая подержанные иномарки, было продано 1,184 млн автомобилей. Этот прирост обеспечен за счет импортных новых иномарок – их доля увеличилась с 33,4% до 44% (с 307 400 до 521 500 штук) и иномарок российской сборки, продажи которых выросли с 11,8 до 16%, или на 90 000 (всего продано 198 600 штук).

Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак подсчитал, что за первое полугодие на импортные новые автомобили потрачено $10,2 млрд, на иномарки, собранные в России, – $3 млрд, на подержанные иномарки – $3 млрд, а на отечественные бренды только $2,5 млрд, т. е. около 13%. Средняя цена автомобиля давно обогнала стоимость Lada – в первом полугодии она составила $15 800.

Сильно снизил свои показатели «АвтоВАЗ» – его общие продажи с учетом экспорта в первом полугодии упали на 15,1%, составив 313 909 автомобилей (см. график). «Рост авторынка России существенно превышает производственные возможности «АвтоВАЗа», – говорит представитель автозавода. В этом году завод запланировал продать столько же, сколько и в прошлом (почти 625 000 машин на внутреннем рынке), рассказал он, но руководство компании ожидает, что продажи Lada превысят прошлогодние. У группы «ГАЗ» снижение продаж легковой «Волги» было запланировано, говорит пресс-секретарь группы Владимир Торин. Он напоминает, что объем производства ГАЗа растет за счет коммерческих автомобилей, а на следующий год на рынок выйдет новый продукт – легковой Siber.

«Снижение доли российских марок на растущем рынке – общая тенденция, – комментирует управляющий директор A.G. Capital Александр Агибалов. – Ведь отечественные автозаводы свои объемы производства не увеличивают». Но 25,7% – «слишком маленькая цифра», полагает он. Агибалов уверен, что к концу года доля российских брендов все же вырастет на 2–3% за счет дефицита иномарок и роста продаж Lada. «АвтоВАЗ» уже успел поправить свое положение в августе, когда продал более 70 000 машин, напоминает Агибалов. Но, уступив немного во втором полугодии, иномарки возьмут свое в 2008 г. – за счет роста их производства в России, считает эксперт. Крупнейшему российскому заводу – «АвтоВАЗу» срочно нужно что-то делать, говорит Пак, иначе его собственная доля в 2008 г. упадет до 20%.