Максим Ентяков: "75% покупателей у нас – женщины", - Максим Ентяков, генеральный директор компании «Детский мир – Центр»

Почему в «Детских мирах» продается обувь под названием «Вприпрыжку», а меховые игрушки в них не появятся? Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор сети Максим Ентяков

$50 млн

Столько сеть «Детский мир» под руководством Максима Ентякова потратит в этом году на открытие новых магазинов сети «Детский мир»

Группа компаний «Детский мир»

продажа детских товаров. Выручка по US GAAP в 2006 г. – $335,3 млн; OIBDA – $20,9 млн; Головной компанией Группы является ОАО «Детский мир – Центр», 100% акций котороГО принадлежит ОАО «АФК «Система». Группа компаний «Детский мир» объединяет крупнейшую российскую розничную сеть товаров для детей, состоящую из 78 магазинов в 38 городах России, и оптово-дистрибуторскую компанию «С-Тойз». 27 магазинов – в Москве и Московской области. Магазины «Детский мир» есть во всех российских городах-миллионниках, за исключением одного.

В 1957 г. открылся центральный детский универмаг на Лубянке – «Детский мир». В 60-е гг. у него появилось больше десятка филиалов в Москве. Тогда же вышло в свет постановление правительства о том, чтобы все магазины детских товаров с торговой площадью больше 2500 кв. м во всех городах СССР назывались «Детский мир».

К началу перестройки в Москве действовала единая сеть из 28 магазинов. Она прекратила свое существование в начале 90-х, и магазины акционировались как отдельные предприятия. После того как владельцем «Детского мира» на Лубянке стала АФК «Система», сеть стала возрождаться. «Детский мир» сегодня – это магазины крупного формата, гипер- и супермаркеты товаров для детей и подростков. По словам Максима Ентякова, цель компании – стать национальной сетью с присутствием в большинстве регионов России и выход на рынок СНГ.

– Сколько всего магазинов вы планируете открыть?

– К концу года наша столичная сеть будет больше, чем в советские времена. Но главное – не количество магазинов. Сегодняшний мировой тренд – крупные форматы. Большие площади позволяют разместить более разнообразный ассортимент, сделать интереснее выкладку, а у сети появляется больше возможностей предложить дополнительные услуги. Мы приняли за основу три корпоративных стандарта магазинов: торговой площадью 1000–1500 кв. м, 1500–2500 кв. м и более 2500 кв. м. На конец 2005 г. совокупная торговая площадь сети составляла 55 000 кв. м, в 2006 г. – 109 000 кв. м. В 2007 г. планируем существенно увеличить прирост торговых площадей. Средства на развитие нам дает АФК «Система».

– Собираетесь ли вы покупать региональные сети?

– Интерес есть. Но ведь покупаешь только тогда, когда у кандидата какие-то бесспорные конкурентные преимущества, сильные позиции на рынке, развитые технологии, удачная локация и т. п. Сегодня в России фактически нет сетей, которые были бы близки по формату «Детскому миру», соответствовали бы нашим стандартам с учетом перспективы, а покупать иные сети и их переделывать, переучивать кадры очень тяжело. Это подчас отнимает больше материальных и человеческих ресурсов, чем органический рост.

– Какова ваша доля на рынке? Насколько серьезная конкуренция?

– Экспертные оценки и прогнозы в описаниях российского рынка в сегменте товаров для детей неоднозначны. Чаще фигурирует цифра $6–7 млрд, где наша доля оценивается в 5–6%. Правда, если брать цивилизованную розницу, то доля – около 30%. Пока рынок детских товаров не концентрирован. Есть промтоварные рынки, гипермаркеты с отделами детских товаров. А серьезной конкуренции сетей нет.

– Собирается ли кто-нибудь из крупных зарубежных ритейлеров к нам на рынок?

– У нас нет информации о реальных и масштабных планах глобальных игроков.

– Каков потенциал роста у рынка детских товаров? Насколько рентабелен этот бизнес?

– На мой взгляд, он будет расти в пределах 17–20% ежегодно в ближайшие 3–4 года. Уровень валовой маржи в розничных проектах колеблется от 15–20% до 50%. Зависит от формата магазинов, масштабов сети, условий закупки с учетом потребительских качеств товара, уровня конкуренции и т. д.

– «Детский мир» планировал провести IPO в 2007 г., сейчас есть такие планы?

– Благодаря политике акционера мы не испытываем нехватки средств. Но в целом вопрос об IPO целиком и полностью прерогатива АФК «Система». Сеть растет быстро, и рынок очень перспективен, вероятно, поэтому фиксировать стоимость преждевременно.

– Каково соотношение объемов продаж игрушек и одежды?

– В процентном отношении объем продаж в сети по основным категориям выглядит следующим образом: игрушки – 29%, одежда – 22%, обувь – 9%, товары для новорожденных (до трех лет) – 17%, канцелярия и книги – 9% (почти в равных долях), спорттовары – около 4%.

– У вас есть проект в районе метро «Октябрьская» для премиум-класса. Расскажите о нем подробнее.

– Магазин на Якиманке расположен в центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, от самых престижных и дорогих жилых районов. Наиболее подходящее место для того, чтобы открыть магазин формата премиум. Проект будет развиваться вне рамок сети «Детский мир», под другим брендом. Это будет мультибрендовый магазин, там будет представлено все лучшее из товаров для детей. Ассортимент максимально широкий, но в основном товары не массового производства: коллекции одежды ведущих домов моды, детские авто известнейших автомобильных брендов, роботы, украшения и часы с драгкамнями для юных модниц, мягкие игрушки из натурального меха и др.

– Планируете открытие таких бутиков в других местах?

– Это пилотный проект, уникальный для России. По результатам его работы рассмотрим целесообразность развития этого формата в других крупных городах России.

– Правда ли, что у вас есть масштабные планы по производству собственных товаров для детей?

– В этом году мы уже провели серию пилотных продаж товаров под собственной торговой маркой и начинаем расширять объемы продаж товаров под Private label. В ближайшие годы они должны составить около 10% в общем объеме продаж. Мы ставим целью создать серию сильных товарных торговых марок, которые в перспективе могут самостоятельно конкурировать на рынке. В разработку маркетинговой части стратегии PL, поиск производителей как в России, так и за рубежом, которые должны обеспечить безупречное качество продукции, вложено почти $200 000.

– Под какими брендами будут продаваться ваши товары?

– Различные категории товаров уже сейчас выпускаются под новыми брендами. Например, обувь под маркой «Вприпрыжку», мягкие игрушки Luffy и др. Последние опросы наших покупателей показали, что они готовы воспринимать различные детские товары, в том числе и под зонтичным брендом «Детский мир».

– При этом у «Детского мира» есть эксклюзивные контракты с производителями?

– Компания C-Toys, входящая в нашу группу, владеет эксклюзивным правом на дистрибуцию нескольких розничных брендов в России, работает практически со всеми крупными игроками в этом сегменте рынка. Например, у нас эксклюзивный контракт с BRATZ, BRIO, M&C, LANARD. Мы планируем расширять этот ряд на основе получения эксклюзивных прав, в том числе и по линии наших представительств, открытых в Европе и Юго-Восточной Азии.

– Вы арендуете помещения или ведете собственные девелоперские проекты?

– Доля площадей в собственности минимальна, они есть у нас в Москве, Ростове-на-Дону, Тамбове. Основная наша модель развития – аренда. Но приемлемы оба варианта, все зависит от конъюнктуры рынка. Для увеличения темпов роста мы готовы рассматривать предложения о покупке площадей, в том числе и в странах СНГ.

– Помнится, «Детский мир» планировал заняться франчайзингом?

– На сегодняшний день мы не рассматриваем внедрение этой программы. В перспективе франчайзинг возможен для городов с населением до 150 000 человек.

– А каковы критерии выбора вами городов?

– Мы планируем присутствовать во всех российских городах с населением более 150 000 человек. Приоритетность выбора прежде всего определяет объем местного рынка, доходы потребителей, рождаемость. Например, в Подмосковье выгодно открывать форматные магазины даже в небольших городах, а в других регионах такие проекты пока себя не могут оправдать. Важный фактор – региональная удаленность от уже существующих магазинов сети. Сегодня с точки зрения логистики мы не готовы работать с Дальним Востоком, поэтому самая восточная точка для нас сейчас – Красноярск.

– Будет ли расти ваша сеть за счет открытия магазинов в других странах?

– Да. В первую очередь в СНГ. Казахстан и Украина – это очень близкие нам ментально рынки, и единственное ограничение, которое существует, – реальный дефицит торговой недвижимости.

– А дальнее зарубежье?

– Пока нет. Быстро растущие рынки России и СНГ в ближайшее время перспективнее.

Мировой рынок детских товаров

Крупнейшие в мире производители игрушек

Mattel Прибыль в 2006 г. увеличилась на 42% до $592,9 млн, выручка составила $5,65 млрд. Hasbro Прибыль в 2006 г. увеличилась на 8,5% до $230 млн, выручка составила $3,15 млрд. Основные закупки у них делают три розничные сети – Wal-Mart, Toys «R» Us и Target Corporation, на них приходится 43% выручки Mattel и 53% Hasbro. 1948 в этом году был открыт первый магазин крупнейшей в мире сети по продаже детских товаров Toys «R» Us. Сейчас она имеет 1500 торговых точек по всему миру. Сначала в них продавалась только детская мебель, позже они превратились в супермаркеты с товарами для тетей. Выручка в 2006 г. – $13,05 млрд, чистая прибыль – $109 млн. Основные конкуренты – Wal-Mart и Target Corporation, в которых есть большие отделы детских товаров.

Любимые игрушки

Самыми популярными в мире игрушками за последние пять лет были по версии Toy Retail Association 2002 – Beyblades (управляемые летающие тарелки) 2003 – Beyblades 2004 – Robosapien (управляемые роботы) 2005 – Tamagotchi Connexion (электронный зверек) 2006 – Dr Who Cyberman Mask (игровые манипуляторы).

22,3

млрд долларов составил в прошлом году оборот крупнейшего в мире – американского – рынка игрушек, по данным исследовательской компании NPD Group.