Бизнесу помогут рекламой

Чтобы улучшить общественное отношение к предпринимательству, Смольный запускает коммуникационную кампанию стоимостью 30 млн руб.

Чиновники городской администрации на прошлой неделе представили концепцию развития малого предпринимательства, один из ее элементов – коммуникационная стратегия по продвижению малого бизнеса. Проект рассчитан на 2–3 года и обойдется бюджету в 30 млн руб., сообщил «Ведомостям» зампред Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Дмитрий Быков. Чиновники намерены привлечь к малому бизнесу внимание общественности, прежде всего молодежи. Кроме того, они рассчитывают завоевать доверие со стороны предпринимателей, предоставляя им гарантии для получения кредитов и места в бизнес-инкубаторах. «Предприниматели должны поверить, что государство им помогает», – говорит Быков. Заказ на разработку концепции и фирменного стиля выиграло брендинговое агентство «Коруна», с ним заключен контракт на сумму около 5 млн руб., говорит Быков.

Часть суммы пойдет на рекламу, уточнил гендиректор агентства Сергей Ким. Реализовывать программу «Коруна» начнет в октябре. Работать с целевой аудиторией планируется через форумы и конференции, будут задействованы также газеты, журналы, телепрограммы, возможно наружная реклама, говорит Ким. Рекламисты намерены показать общественности, что малый бизнес – гордость города, добавляет он.

По данным Росстата, на 1 января 2007 г. в Санкт-Петербурге действовало 126 900 малых предприятий и 53 900 индивидуальных предпринимателей, их оборот – 16 трлн руб. в год.

До 60% населения негативно относится к образу предпринимателя, а свыше 70% предпринимателей не верят в государственную поддержку малого бизнеса, уверены в КЭРППиТ. Это данные 10-летней давности, население намного лояльнее к малому бизнесу, чем кажется чиновникам, уверен директор PR-агентства ИАЦ «Бизнес-территория» Илья Шамин. Исследование, проведенное в начале 2006 г., показало, что респондентов, позитивно относящихся к малому бизнесу, в два с лишним раза больше, чем тех, кто относится к нему негативно, вторит ему Роман Могилевский из Агентства социальной информации.

Народ предпринимателей недолюбливает и не желает понимать, какого гигантского труда, таланта и ответственности требует даже самая примитивная предпринимательская деятельность, полагает гендиректор Первой медиа компании Виктор Машенджинов. «Эту ситуацию можно попробовать исправить средствами PR, однако заниматься этим должны скорее ассоциации и объединения предпринимателей, добавляет он.

Если государство хочет, чтобы у него был малый бизнес, то надо не раскручивать название «малый бизнес», а заняться аналитикой, посчитать, скажем, сколько предприятий закрывается, полагает директор продуктового магазина ООО «Балтрекс» Марина Костромина. При приватизации помещений, например, малый бизнес смог выкупить свои места лишь в единичных случаях, сокрушается она.

«Власти надо создавать образ новых героев-тружеников – бизнесменов, в том числе из малого бизнеса, и показывать бизнес через людей, в нем занятых», советует Шамин. «Независимо от объема бюджетов, кампания вряд ли добавит молодежи решимости лететь в малый бизнес», – считает Машенджинов. Эффективность программы можно будет оценить не раньше чем через 2–4 года, полагает коммерческий директор маркетингового агентства Promaco Кай Хахл.

Костромина говорит, что приветствует любую госпрограмму поддержки малого бизнеса: «Это движение в сторону того, чтобы заметить малый бизнес и показать, что он нужен».