Кинотеатры идут на окраины

За три года число мультиплексов в Петербурге удвоится, рынок кинопоказа приближается к насыщению

К 32 кинотеатрам на 148 залов к 2010 г., по прогнозу компании GVA Sawyer, прибавится еще 30, в которых будет работать около 130 залов. С начала 2006 г. число мест в мультиплексах увеличилось на 62%, или на 6800 мест, говорит гендиректор исследовательской компании «МИК «Гортис» Дмитрий Канаев. По данным «Невафильм», объем рынка кинопоказа в этом году достигнет $600 млн.

Новые кинотеатры размещаются в ТРК на окраинах города. Например, компания Rising Star Media открыла весной 2007 г. мультиплекс из 14 залов на 3400 мест в ТРК «Радуга-Питер». В феврале 2008 г. компания планирует открыть второй мультиплекс – в ТРК «Мега-Дыбенко» (10 залов на 2500 мест), рассказали в пресс-службе сети. Сеть кинотеатров «Матрица» обещает открыть в конце года мультиплекс в ТЦ «Июнь» в районе Ржевка-Пороховые, рассказал директор по маркетингу сети Егор Румакин. По его словам, в этом спальном микрорайоне нет особой конкуренции, но есть неохваченная аудитория. Источник, знакомый с деталями проекта, уточнил, что в петербургскую «Матрицу» будет вложено около $3 млн.

В ТРК, который строит на пересечении проспекта Маршала Блюхера и Кушелевской дороги компания РТМ, «Мираж-синема» арендует 4700 кв. м, говорит заместитель гендиректора «РТМ девелопмент» Вадим Приходько.

«Открытие нового кинотеатра в спальном районе для Петербурга еще является событием. Исследование, которое мы провели через месяц после открытия нашего кинотеатра в ТРК «Гранд каньон», показало, что 30% людей приехали в кинотеатр специально», – рассказывает директор по маркетингу сети «Синема парк» Алина Сигачева.

Для девелоперов мультиплексы – отличные клиенты. Они арендуют большую площадь сроком на несколько лет, а также привлекают в комплексы дополнительных посетителей, обеспечивая высокую посещаемость, говорит источник, близкий к девелоперской компании «Адамант».

Директор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков уточняет, что мультиплексы обычно занимают 4000–5000 кв. м, договариваясь об аренде на срок от пяти лет. Это обходится им в $100–250 за 1 кв. м в год, добавляет эксперт.

В центре новых кинотеатров не появлялось с 2005 г. Здесь нет места для новых мультиплексов, но, если бы они появились, из желающих выстроилась бы очередь, говорит совладелец компании «Синема-инвест» Эдуард Пичугин. По его словам, сетям логичнее всего открываться в ТРК, а те строятся именно на окраинах.

Впрочем, и спальные районы могут в ближайшее время насытиться кинотеатрами, считают участники рынка. «Резервы роста киносетей в Москве и Петербурге почти исчерпаны, будущее за региональной экспансией», – утверждает гендиректор кинокомпании DVI Cinema Владимир Федоров. С ним согласен и гендиректор агентства «Кармен медиа» (специализируется на рекламе в кинотеатрах) Павел Шиловский. По его словам, петербургский рынок кинопоказа не менее насыщен, чем московский, а в регионах вернуть инвестиции в мультиплекс можно быстрее. «Мы не собираемся открывать новые залы в Петербурге раньше следующего года. Лучше развиваться в регионах, где рынок еще более-менее свободен», – прокомментировал PR-директор «Кронверк-синема» Валерий Карпов.