Новинки книжных развалов: Труд, который облегчит жизнь любой компании


Производственный и операционный менеджмент.

Ричард Чейз, Роберт Джексон, Николас Дж. Аквилано. М.: Вильямс, 2007. 1184 с.

У одной американки в новенькой машине сломался каблук (заклинило педалью акселератора). Но случилось чудо – «спустя неделю на пороге ее дома появился инженер-конструктор японского производителя Lexus и попросил показать испорченную туфлю. Измерил, сделал зарисовку и ушел, не говоря ни слова». Через месяц американку вызвали в дилерский центр, где машине поменяли педаль, ставшую с тех пор «стандартом для продукции Lexus».

Ричард Чейз, Роберт Джексон и Николас Аквилано, описавшие этот случай, из года в год переписывают свой труд, вмещающий 95 печатных листов, хотя производственный и операционный менеджмент давно ходит в пасынках у издателей и в школах бизнеса. Невзирая на это, их книгу смело можно назвать стандартом непростой темы.

В ней со знанием дела и многочисленными примерами из практики описаны операционная стратегия, проектирование продукта и выбор процесса, проектирование цепи поставок и, наконец, планирование и контроллинг цепи поставок. Представлены задачи из реального бизнеса. И задачи не сухие, а с юмором. Например, высказывается предположение, что группа Rolling Stones в тексты шлягеров включила фразы, имеющие отношение к операционному менеджменту: «Бизнес хватается за кувалду, чтобы что-то изменить / неуемный Генри чудит в городе моторов / десять миллиардов факсов булькнуло в океан». Уверен, многие читатели с ходу опознают в «неуемном Генри» легендарного Форда с его конвейером.

Профессора сумели описать не только чисто американские или японские подходы к проблемам производственного и операционного менеджмента. Есть в книге и концепция «распределенного производства», вдохнувшая новую жизнь в экономику Гонконга, и пять моделей web-бизнеса – рыночная, агрегирующая, альянсовая, интеграционная и дистрибутивная. Представлена концепция шести сигм, знакомая по циклу определение – измерение – анализ – совершенствование – контроль (Define, Measure, Analyze, Improve and Control – DМAIC). И не только инструментарием. Оказывается, среди менеджеров аббревиатуру DМAIC еще расшифровывают так: Dumb Managers Always Ignore Customers («Безмозглые руководители всегда игнорируют клиентов»).

Этот вывод можно адресовать производителям, не учитывающим наши потребности, в том числе и издателям. Им полезно усвоить и еще один вывод книги: при «проектировании сервисных организаций необходимо помнить – запас услуг создать невозможно». Зато запас знаний для тех, кто изо дня в день занимается управлением, труд Чейза, Джексона и Аквилано создает.