Плохие, злые и мертвые оптом и в розницу

Жанр вестерна, некогда главный для Голливуда и американского сознания, в своем классическом виде становится невозможен. На смену приходит антивестерн

Фильм Джеймса Мэнголда с Расселом Кроу и Кристианом Бейлом не только возглавил десятку американского проката, но и с ходу вошел (по оценкам киноманского сайта imdb.com) в список лучших фильмов всех времен. Наши киноманы тоже ждали «Поезда на Юму». Но в кассовые лидеры он у нас выйдет едва ли. На моем сеансе зрителей было пятеро. Новая публика не знает, что такое вестерн. И едва ли оценит радикализм картины, препарирующей вестерн классический.

Клинт Иствуд признал однажды, что культурные заслуги Америки сводятся к рождению вестерна и джаза. Вестерн долго оставался жанром героико-романтическим. Хорошие на дальних границах Дикого Запада противостояли плохим и злым. Героями вестерна были носители истинной свободы – ничем не скованные люди просторов. Но эту мифологию в 1960-е подкосил Серджо Леоне, чьи снятые в Италии фильмы с «кольтами» и Иствудом обозвали спагетти-вестернами. Он доказал, что вестерн – это стиль, балет поз, балет пуль. И что если мы говорим об абсолютной свободе, то это и свобода убивать, каковой герой вестерна отличается от прочих героев. Добил мифологию вестерна сам Иствуд в «оскаровском» хите «Непрощенный»: в истории покорителей Дикого Запада – ничего героико-романтического, только кровь. История Дикого Запада – это история подлецов и убийц.

«Поезд на Юму» – антивестерн № 2. Даром что формально является ремейком фильма 1957 г., снятого по рассказу Элмора Леонарда, чьи произведения были основой для культовых «Джеки Браун» Тарантино и «Вне поля зрения» Содерберга. Тут уже просто все подлецы – от шерифов и стоящих на страже конституции агентов Пинкертона до жителей городка, в котором происходит финальная разборка: они поднимают ружья против закона, как только бандиты обещают награду за освобождение своего главаря.

Но что при этом удивительно: фильм умилительно отстаивает американский миф о том, что один отдельный человек всегда готов спасти мир. В принципиально антиморальном фильме – один морально стойкий персонаж. Разоблачая собственную историю, американцы (они в отличие от нас заботятся о будущем) никогда не оставят публику без позитивного примера и американской мечты. В «Поезде на Юму» герой не просто высокоморальный. Он должен кое-что доказать себе и своему сыну-подростку. Его нравственная и заодно денежная мечта в том, что он сможет доставить преступника к поезду.

Особый, но логичный именно для этого фильма поворот в том, что преступник, осознав мечту тюремщика, который есть истинно американский гражданин, начинает поддерживать его намерения. Даже для преступника идеология американского порыва важнее идеологии негодяя.

И еще: создатели фильма вдохновились своими героями. Их попытка выразить американский дух через жанр вестерна – тоже вполне отчаянна. Вестерн публика не смотрит – но они как пионеры пытаются это преодолеть.

Отличие ремейка от оригинала

Стремясь осовременить классическую экранизацию «Поезда на Юму» (1957) с Гленном Фордом и Ваном Хефлином, авторы новой версии ввели в сюжет фильма нескольких свежих персонажей. Все новые – подлецы. Например, персонаж, которого играет легендарный Питер Фонда – страж закона, но по контракту убивал кого и когда угодно.