В Петербурге не ожидают кризиса ипотеки

Банки становятся требовательнее к заемщикам, продавцы придерживают квартиры.

Вячеслав Михайлов, директор по ипотечному кредитованию филиала «Санкт-Петербургский» АКБ «Альфа-банк», разделяет опасения коллеги, но заверяет, что их кредиты пока дороже для клиентов не станут.

Ипотечный кризис на рынке США заставил поволноваться и санкт-петербургских банкиров. В августе питерский филиал Москоммерцбанка объявил о повышении ставок на 0,5–1% для заемщиков, которые не могут официально подтвердить свои доходы. Это было сделано во всех региональных филиалах, объясняет Юлия Мячина, начальник управления по коммуникациям Москоммерцбанка. Еще был увеличен размер первоначального взноса. «Меняя соотношение кредит/залог, банк регулирует риски», – говорит Мячина.

Михаил Бусыгин, член правления Городского ипотечного банка, заявляет, что есть все основания опасаться, что в ближайшее время еще ряд кредитных организаций ужесточат условия выдачи ипотечных кредитов. Правда, уточняет он, ипотека станет дороже в первую очередь для так называемых серых заемщиков или тех, кто берет у банка максимальный кредит (75–100% от стоимости квартиры). «Возможно, что мы уже достигли минимума процентных ставок, и заемщикам надо этим пользоваться – уже в сентябре ипотечные кредиты могут начать дорожать», – предупреждает Бусыгин. Правда, сам «Городской ипотечный» с начала осени ставки для наиболее востребованных ипотечных продуктов снизил – на 0,5–2% годовых.

Генеральный директор компании «Александр» Сергей Сосновский говорит, что предложение на рынке в конце весны – начале лета ощутимо подросло.

«Цены на недвижимость в летний период из-за снижения деловой активности и покупательного спроса практически замерли», – говорит гендиректор Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Алексей Бегунов. Сосновский добавляет, что почти все покупатели вели активный торг за квартиры и продавцы шли им на уступки, снижая цены на $500–1000.

По словам гендиректора корпорации «Адвекс. Недвижимость» Владимира Гаврильчука, низкокачественное жилье могло продаваться дешевле до 15%. На качественное жилье, по его словам, «скидки не распространялись».

Общему падению цен, по мнению аналитиков АРИН, помешал искусственно созданный дефицит предложения в июле – августе: продавцы снимали объекты с продажи. Например, в августе в сегменте экономкласса в обороте находилось 9000 объектов, приток составил 245 квартир, ушло с рынка (было куплено или снято с продажи) 2645, подсчитали в АРИН.

«В сегменте элитного вторичного жилья предложение не уменьшалось, его и так было мало, – говорит Полина Яковлева, начальник отдела жилой элитной недвижимости компании «Knight Frank Санкт-Петербург». – Просто у нас, как и в Европе, летом люди предпочитают отдыхать, а не думать о покупке квартир».

По ее словам, сделки на рынке все равно происходили. Например, в июле «Knight Frank Санкт-Петербург» продал квартиру площадью около 200 кв. м на Мытнинской набережной почти за $3 млн – эта сделка стала одной из самых дорогих на рынке города. Яковлева отмечает, что даже в элитном сегменте становится больше клиентов с ипотечными деньгами – правда, богатые заемщики, по ее словам, предпочитают платить сразу 50% от стоимости недвижимости.