Искусство подражания

В новом альбоме дивы – арии из репертуара легендарной меццо-сопрано начала XIX в. Марии Малибран

Диску Maria, как и предыдущим альбомам Бартоли, предшествовала немалая архивная работа в европейских библиотеках. От эпохи Малибран остались версии и редакции. Беллини, боготворивший ее талант и красоту, написал версию «Пуритан», адаптированную для ее экстраординарного драматического меццо-сопрано. Бартоли изучила эту партитуру и спела арию Эльвиры Vien, Diletto так, как ее не пели более ста пятидесяти лет.

Альбом получился идеально скроенным, продуманным и разнообразным. Рядом с драматичной, неизбывно печальной и местами взрывающейся серенадой Infelice, написанной специально для Малибран и ее второго мужа, бельгийского скрипача Шарля Берио (роль мужа Бартоли исполнил Максим Венгеров), Феликсом Мендельсоном, стоит хулиганская, пульсирующая ария Rataplan, сочиненная самой Малибран.

Вокальное искусство Бартоли демонстрирует тенденцию, свойственную хорошим винам. С годами ее голос открывает новые возможности, расцвечивается, становится обаятельнее. Фирменного бартолиевского в избытке: виртуозные, местами до автоматизма, колоратуры, темперамент, точность.

Закрывает альбом Casta Diva, спетая Бартоли впервые. Злопыхатели уже обвинили певицу в покушении. Действительно, Бартоли покусилась, но не на славу Марии Каллас, самой значительной послевоенной Нормы, а на славу Марии Малибран, вырвавшей когда-то пальму первенства исполнения Нормы у самой Джудитты Паста. Casta Diva в меццо-сопрановой тесситуре Бартоли звучит чуть теплее, но так же завораживающе и таинственно.