Оферты больше не нужны

Слияния и смена формы собственности не обязательно должны приводить к досрочному погашению всех кредитов, уверены чиновники.

Кредиторы смогут требовать досрочного погашения обязательств реорганизуемых компаний, только если докажут в суде, что реорганизация ухудшит финансовое положение заемщика. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития и на него уже есть положительный отзыв правительства, рассказала замминистра Минэкономразвития Анна Попова. Осенью Госдума рассмотрит документ в первом чтении, сообщила замминистра.

Действовавшее до сих пор правило, по которому компания должна выставлять оферту при любой реорганизации, было слишком обременительно для заемщиков, отметил в комментарии начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин, а неудобства заемщиков означают дополнительные риски для кредиторов.

В мировой практике кредиторы имеют право требовать досрочного погашения обязательств, только если реорганизация оказывает значительный негативный эффект на способность заемщика гасить долги, пишет Галкин. «Значительность», правда, определяет не суд, а заранее обозначенный арбитр – «трасти».

В том числе из опасения, что слишком много держателей облигаций предъявят их к погашению, наблюдательный совет ВТБ 3 сентября отложил собрание акционеров, которое должно было одобрить присоединение банка «ВТБ Северо-Запад» (бывший ПСБ).

Предложения чиновников облегчат жизнь как реорганизуемым банкам, так и их кредиторам, считает вице-президент УК «Конверс груп» Елена Лозовая. Центробанк предъявляет такие требования к реорганизации, что она в любом случае лишь улучшает состояние банка, поэтому кредиторам бояться нечего. «Мы проводим уже третье присоединение и ни разу с предъявлением требований не сталкивались», – уверяет Лозовая.

Случается, что в результате реорганизаций активы юрлица значительно ухудшаются, и в таких случаях законопроект выгоден только заемщикам, говорит кредитный аналитик, попросивший не упоминать его. «Выходит, бремя доказывания того, что финансовое положение заемщика ухудшилось, полностью ложится на кредитора. Он фактически лишается какой-либо защиты – ведь рублевые бонды, в отличие от евробондов, не обеспечиваются ковентантами», – возмущается он.

Михаил Галкин

«В мире кредиторы имеют право требовать досрочного погашения в случае значительного негативного эффекта».