Человек без частной жизни


Пожалуй, за шесть лет работы в Росфинмониторинге чиновник допустил единственный серьезный прокол. В мае 2004 г., находясь в Париже на сессии FATF, Зубков заявил, что его служба подозревает порядка 10 российских банков в нарушении закона о противодействии отмыванию преступных доходов. «Мы знаем эти банки и считаем, что через них проходят нелегальные финансовые средства», – сказал он. И добавил, что недавний отзыв лицензии у Содбизнесбанка за «грубейшее нарушение» этого закона является одним из результатов работы Росфинмониторинга. На российском межбанковском рынке разразился кризис доверия, вкладчики в панике забирали свои деньги из ряда частных банков, включая Альфа-банк и Гута-банк (последний кризиса не пережил и был поглощен Внешторгбанком).

Прогнозы, кого Владимир Путин выберет премьером в преддверии выборов, в очередной раз оказались несостоятельными. Руководителю финансовой разведки Виктору Зубкову до вчерашнего дня прочили в лучшем случае кресло сенатора.

Зубков входит в ближний круг Владимира Путина как минимум с начала 1990-х. А председатель Госдумы Борис Грызлов в 1999 г. возглавлял его штаб на выборах губернатора Ленинградской области. «Для Грызлова это была первая серьезная политическая должность», – вспоминает один из сотрудников штаба.

Выборы Зубков проиграл: всего 8,6% голосов. По словам бывшего штабиста, в начале предвыборной кампании еще было ощущение, что главный налоговый инспектор Петербурга является реальным претендентом на губернаторский пост: «Незадолго до выборов налоговые инспекции Петербурга и Ленобласти были объединены специально для того, чтобы Зубков мог ездить с предвыборной программой по областным центрам. Но недели за две до даты выборов из Москвы дали команду остановить бурную деятельность, и Зубков получил очень маленькую долю голосов избирателей».

Как предполагали тогда местные политологи, роль Зубкова заключалась в том, чтобы оттянуть голоса у неугодного Москве Вадима Густова в пользу нынешнего губернатора области Валерия Сердюкова. Так и вышло. А Зубков переехал работать в Москву: уже во время предвыборной кампании он был назначен заместителем министра по налогам и сборам.

«Хорошо разбирался в сельском хозяйстве»

Карьерный взлет Зубкова принято связывать с возвышением Владимира Путина. В 1992–1993 гг., когда нынешний президент возглавлял комитет по внешним связям (КВС) мэрии Санкт-Петербурга, Зубков был его первым заместителем. До этого выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института в течение 25 лет руководил колхозами и совхозами – сперва как председатель, затем как функционер в Ленинградском обкоме партии.

Его давний знакомый, бывший высокопоставленный петербургский чиновник, отрицает предположение о сотрудничестве Зубкова со спецслужбами: «Он рос только по партийной линии». Путин сам пригласил Зубкова в КВС, говорит бывший сотрудник комитета: «Зубков к тому времени имел хороший опыт партийно-административной работы, а кроме того, разбирался в сельском хозяйстве. Путин сразу поставил Зубкова курировать импорт продовольствия, которое было в дефиците».

Бывший советник мэра Анатолия Собчака Ватаняр Ягья хвалит организаторские способности Зубкова: «Когда в 1993 г. его назначили начальником Госналогинспекции по Санкт-Петербургу, служба заработала очень хорошо, налоговые поступления серьезно увеличились. Стало меньше серых зарплат, стало меньше уходов предпринимателей от налогов». Это при том, что налоговым регулированием Зубков прежде никогда не занимался.

В похожей ситуации он оказался в 2001 г., когда получил назначение на пост председателя Комитета по финансовому мониторингу (сейчас Росфинмониторинг имеет статус федеральной службы). Ведомство для борьбы с отмыванием грязных денег было создано, чтобы Россию исключили из черного списка Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF): в июне 2000 г. нашу страну записали в «неблагонадежные» наряду с такими известными офшорами, как Каймановы, Багамские и Маршалловы острова, Ниуэ и Лихтенштейн. Несоблюдение требований группы было чревато международными финансовыми санкциями. В 2001 г. Госдума приняла закон о противодействии легализации преступных доходов. Все остальное пришлось делать Зубкову. Регулярные контакты с главными финансовыми разведчиками зарубежья и переговоры с эмиссарами FATF, на которых Зубков рассказывал о российских достижениях в борьбе с отмыванием, довольно скоро дали результат: в 2002 г. Россию исключили из черного списка FATF, а в 2003 г. приняли в эту организацию. «Банкиры после его прихода стали уважать службу и даже в чем-то побаивались», – признает бывший председатель правления Промстройбанка Яков Дубенецкий.

Кризис имени Зубкова

Заявление Зубкова о наличии списка из 10 банков, у которых могут быть отозваны лицензии из-за несоблюдения законодательства, стало катализатором кризиса, разразившегося на межбанковском рынке в 2004 г., вспоминает бывший сотрудник ЦБ и Минфина Андрей Черепанов. По словам вице-президента Ханты-Мансийского банка Владимира Мехрякова, Зубков публично не стал признавать вины за это заявление, но на встрече с банкирами давал понять, что сделал выводы. И действительно, последующие заявления главного финансового разведчика были более взвешенными и осторожными, признает Черепанов.

Общение с участниками рынка для Зубкова не было формальностью, убежден Мехряков. «После одной из конференций Зубков подошел ко мне и попросил прислать в службу основные тезисы выступления, посвященного сомнительным операциям с помощью банковских карт. А спустя некоторое время служба сама стала отстаивать озвученные предложения», – рассказывает он.

Андрей Черепанов

«Видно было, что на посту главного финансового разведчика Зубков быстро обучался. У службы накопился колоссальный объем информации, однако ни утечек, ни пропажи баз данных не было, что весьма отрадный факт».

Борьба с сомнительными операциями способствовала и притоку средств на российский фондовый рынок, вспоминает бывший замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов: «Иностранные инвесторы интересовались тремя основными преобразованиями: созданием Центрального депозитария, противодействием инсайду и манипулированию, а также борьбой с отмыванием. Пока удалось воплотить лишь последнее, и настойчивость Зубкова сыграла ключевую роль». Инвесторы, по его наблюдениям, это оценили. А многие из них и вовсе признали, что в этой части российский рынок регулируется наиболее четко, рассказывает бывший президент РТС Олег Сафонов. При этом Зубков сам вникал в тонкости рынка: не стал слепо копировать предъявляемые к банкам требования, а лично участвовал в разработке новых, вспоминает Стрельцов.

«Честно говоря, его деятельность впечатляет. Он не стал рубить с плеча, как это обычно происходит. С игорным бизнесом был налажен диалог, каждые полгода бизнес и Росфинмониторинг проводили совместные семинары, его сотрудники постепенно вникали во все тонкости рынка», – рассказывает Самоил Биндер, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса.

Оборотная сторона деятельности финразведки – ужесточение требований к клиентам банков. Многим это стоит дополнительных средств и времени на личные визиты, а начинающим предпринимателям порой даже невозможно открыть счет, что не только негативно для бизнеса в России, но и ущемляет права, досадует Черепанов. Дополнительных рисков никому не хочется, поэтому приходится закручивать гайки. «Клиентские менеджеры стонут, но лучше потерять немного бизнеса, чем весь», – рассказал владелец одного из банков.

О частной жизни Зубкова известно немного. Все отзывы его знакомых можно разделить на две неравные части. В меньшинстве окажутся те, кто вспомнил о свойственной ему порой суровости в общении. Как, например, председатель законодательного собрания Петербурга Вадим Тюльпанов, назвавший Зубкова «эффективным, а порой даже жестким руководителем». Корреспондент «Ведомостей» имел возможность убедиться в этом лично год назад, когда в начале встречи Зубков, увидев, что беседа идет не по его сценарию, потребовал прекратить интервью (хотя потом все-таки передумал и продолжил разговор). Большинство же опрошенных «Ведомостями» петербургских приятелей будущего премьер-министра рисуют его как приятного в общении человека, не стесняющегося встречаться со своими старыми знакомыми. Известно, что один из таких знакомых – Владимир Путин – регулярно приглашает Зубкова на свой день рождения. Как писал журнал «Профиль», Зубков даже принимал участие в тушении свечей на именинном торте.

«Он поднялся в Москве, но сохранил добрые отношения со всеми, с кем работал в Петербурге. У него нет московской чванливости, выпендрючивания», – говорит Ягья. А Тюльпанову нравится, что, какие бы высокие посты Зубков ни занимал, с ним всегда можно поговорить о любых проблемах: «Виктор Алексеевич – человек чуткий, не бронзовеющий».