Душевное равновесие: Разыграть наоборот


«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо», – сказал один римлянин в начале нашей эры. С тех все так говорят и, главное, делают. А без малого через пару тысячелетий Ницше ему ответил: «Человеческое, слишком человеческое».

Мнения на совещании разделились. Петр Васильевич предлагал продолжать выпускать новый прибор, несмотря на то что он плохо продается, – только усилить и разнообразить рекламу. Геннадий Сергеевичч настаивал на том, чтобы признать неудачу и заняться глубокой модификацией прибора, опираясь на оценку имеющейся клиентской базы. Оба приводили веские доводы, так что Вадим Иванович – директор и главный хозяин небольшой фирмы, выпускавшей небольшими партиями электронные приборы специального назначения, – готов был склониться то на одну, то на другую сторону.

Трудность состояла еще и в том, что Вадим Иванович хорошо понимал, что доводы доводами, но за позициями выступавших стоит скорее их отношение друг к другу и к разработчику прибора. Прибор разработал его племянник, молодой талантливый инженер, пару лет назад принятый на работу. Петр Васильевич считал себя обязанным поддержать начальство, а Геннадий Сергеевичч, который был совладельцем фирмы, отстаивал собственную независимость и пользовался каждым случаем, чтобы противопоставить себя Вадиму Ивановичу, – в данном случае обозначив неудачу его племянника. Обе несогласные стороны были хорошими специалистами, и их настоящее мнение – если бы удалось его узнать, минуя мелкие «политические» соображения, – могло бы многое прояснить директору, тем более что он не слишком отчетливо представлял себе рынок – его делом была организация производства. Однако решать было ему: на чью сторону он встанет, та и возьмет верх.

Тогда он вспомнил, как его племенник рассказывал про психологический тренинг, на котором был недавно, и предложил:

– Давайте разыграем всё наоборот. Вот если бы вам, Петр Васильевич, нужно было доказать, что прибор нужно переделывать, как бы вы аргументировали такое решение? А вас, Геннадий Сергеич, я попрошу найти разумные аргументы в пользу того, что нужно продолжать работать в том же направлении, что и сейчас.

Коллеги поняли замысел, и, поскольку цена вопроса была большой, согласились «поиграть за противника». В результате выяснилось, что можно найти компромисс: внести в прибор такие изменения, которые позволят почти не задерживать производство, и найти, правильно построив рекламу, круг возможных потребителей для того, что в итоге должно было получиться.

– Как же иногда полезно, – подытожил Вадим Иванович, – вставать в споре на точку зрения противника! Нужно только согласиться в душе с тем, что суть дела важнее личных амбиций и слишком «человеческих» отношений.