Германский путь «Роснефти»

«Роснефть» не зря решила меняться активами с Shell. Госкомпания может получить от партнера акции НПЗ на юге Германии

В июле в совместном пресс-релизе компании сообщили, что соглашение между ними предусматривает возможность совместной реализации проектов в области разведки и разработки месторождений нефти и газа, добычи углеводородов, а также их переработки и сбыта. Источник, близкий к одной из сторон сделки, рассказывал тогда «Ведомостям», что при подписании договора речь шла о совместном получении лицензий в России и приобретении «Роснефтью» доли в одном из НПЗ Shell в Европе.

Это станет первым шагом «Роснефти» к конечным потребителям в Европе, отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин. Ведь она получит квоту на переработку своей нефти на предприятии пропорционально полученной доле. Следующим шагом госкомпании должна быть покупка в Европе сети АЗС, считает Шеин. Маржа нефтепереработки в Европе свыше $5 за баррель, а розничная маржа выше в два раза, говорит эксперт.

Shell предлагает передать «Роснефти» долю в НПЗ Miro в Карлсруэ (Германия), рассказали вчера «Ведомостям» близкий к госкомпании источник и один из ее топ-менеджеров. В обмен англо-голландская компания получит право участвовать в разработке Северо-Комсомольского месторождения в Ямало-Ненецком округе и Туапсинского прогиба на Черном море, а также двух небольших месторождений на Приямальском шельфе, добавляет источник, близкий к «Роснефти». По его словам, такие активы зафиксированы в соглашении, подписанном компаниями в июле. Эту информацию «Ведомостям» подтвердил еще один источник, знакомый с содержанием документа. Представители Shell и «Роснефти» от комментариев отказались.

Окончательного решения, какую долю «Роснефть» может получить в Miro, пока нет, говорят два собеседника «Ведомостей». Сейчас компании оценивают активы и обсуждают возможность создания СП на базе добывающих проектов «Роснефти». От того, какую долю в нем получит Shell, зависит доля российской госкомпании в НПЗ, утверждает один из собеседников «Ведомостей».

Miro – лакомый кусок для «Роснефти». НПЗ удобно расположен, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. На Miro можно поставлять нефть как по трубе из России, так и через Средиземное и Балтийское моря. К тому же на Западную Европу приходится 40,7% экспорта сырой нефти «Роснефти», говорится в годовом отчете госкомпании.

Доказанные запасы Северо-Комсомольского месторождения составляют 30 млн т нефти и 13,5 млрд куб. м газа, в 2006 г. там было добыто 32 000 т конденсата и 508,4 млн куб. м газа. На Туапсинском прогибе добычи не ведется, извлекаемые запасы – 733 млн баррелей нефтяного эквивалента. Месторождений на шельфе Ямала у «Роснефти» нет. Речь может идти об участках из нераспределенного фонда недр, на который компании будут претендовать в будущем, говорит Нестеров. Туапсинский прогиб и Северо-Комсомольское Нестеров оценивает в чуть более $1 млрд, долю Shell в Miro – в $2,5–3 млрд. Так что «Роснефти», возможно, придется доплатить, резюмирует эксперт.

Какой актив предложен «Роснефти»

Miro – крупнейший НПЗ в Германии и один из самых крупных и современных в Европе, говорится на сайте предприятия. Построен в 1996 г. В 2006 г. на Miro было произведено 13,98 млн т нефтепродуктов. По данным Hoovers, годовая выручка Miro составляет порядка $4,9 млрд. Shell принадлежит 32,25% акций предприятия, американской Esso – 25%, СП британской BP и венесуэльской PDVSA – 24%, ConocoPhillips – 18,75%.