Гребенюков попался на угле

Компания около года занималась перевалкой опасных грузов без лицензии

ОАО «Азовский морской порт»

Занимается перевалкой грузов принимает суда типа «река – море» грузоподъемностью до 5000 т, мощность порта – 10 млн т грузов в год, экспортирует уголь и металлолом (99%) в Италию, Турцию, Грецию, Болгарию. По данным компании, московскому ЗАО «С» принадлежит 64% акций компании, РФФИ – 25,5%, физлицам – 10%, за январь – август 2007 г. перевезено 1,152 млн т грузов, в 2006 г. выручка составила 86,4 млн руб.

В отношении гендиректора Азовского морского порта Геннадия Гребенюкова следственным отделом при ростовском ЛОВД на водном транспорте 6 сентября было возбуждено уголовное дело по ч. 2, ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере), сообщил «Ведомостям» начальник отдела Михаил Теряев. За это преступление предусмотрены штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере дохода за 1–3 года либо лишение свободы на срок до пяти лет.

По словам Теряева, порт около года без лицензии осуществлял погрузку-разгрузку угля, который относится к категории опасных грузов. Сумма незаконно полученного компанией дохода оценивается в 52 млн руб., рассказал он. Проверка компании началась в августе после получения материалов из Волго-Донской транспортной прокуратуры.

Гребенюков находится под подпиской о невыезде, говорит старший следователь следственного комитета при ростовском ЛОВД на водном транспорте Василий Тарабрин.

Обвинение Гребенюкову пока не предъявлено, сообщил член совета директоров Азовского порта Владимир Волков. Это может произойти в течение двух месяцев, пока ведется предварительное следствие.

Связаться с Гребенюковым вчера не удалось.

Азовский морской порт имеет лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность на внутреннем водном транспорте с 1 июня 2005 г. по 31 мая 2010 г., которая не предусматривает работу с опасными грузами, сообщил сотрудник Ространснадзора. Но, по его словам, в конце августа 2007 г. компания подала заявку на получение такой лицензии, акт проверки порта уже составлен, в течение 45 суток будет принято решение. Адвокат юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Игорь Мозговой говорит, что постановление правительства РФ о необходимости отдельно лицензировать работу с опасными грузами было принято в августе 2006 г.

В письме, которое порт направил министру экономразвития РФ Герману Грефу после возбуждения уголовного дела в отношении Гребенюкова (имеется в распоряжении «Ведомостей»), говорится, что «изменения в федеральный закон вывели из числа лицензируемых видов деятельности перегрузку неопасных грузов, следовательно, имеющаяся у порта лицензия по остаточному принципу продолжала действовать при перевалке опасных грузов».

По словам финансового директора Азовского порта Веры Трошиной, порт сейчас работает в обычном режиме, переваливает уголь «Мечела» и СУЭК. Представитель «Мечела» Илья Житомирский полагает, что претензии милиции к Гребенюкову не повлияют на взаимоотношения с портом.

Волков называет азовский порт привлекательным активом. По мощностям порт может стать базовым при перевалке и консолидации инертных строительных грузов для Сочи, говорит он. Порт ведет переговоры с «Рособоронэкспортом» о строительстве в 2008–2009 гг. 150-километрового подходного канала глубиной 8,5 м стоимостью $250–300 млн. Аналитик «Финама» Константин Романов не исключил, что за уголовным делом в отношении Гребенюкова может стоять попытка сменить собственников порта. «Порт может заинтересовать многих участников рынка: металлургов, экспортеров зерна, нефтяников и госкомпании», – отмечает Романов.