Сергей Приданцев: «Нельзя проигрывать в Москве», - Сергей Приданцев, президент компании «Комстар – Объединенные телесистемы»

О том, когда и за счет чего капитализация «Комстар-ОТС» дотянет до $10 млрд, «Ведомостям» рассказал Сергей Приданцев, возглавивший компанию в июне этого года

АФК «Система» вела переговоры с «Гамма-капиталом» о выкупе его доли в МТТ, с тем чтобы затем продать эту компанию «Комстару». Зачем вам МТТ?

1994

Начал работу в телекоммуникационном операторе «Астелит»

1995

Стал техническим консультантом московского офиса Hewlett-Packard

2006

Назначен гендиректором «Центртелекома»

2007

Стал гендиректором «Комстар-ОТС»

$919

миллионов – настолько выросла капитализация «Комстар-ОТС» с начала июня, когда компанию возглавил Приданцев

Президенты компании «Комстар-ОТС». Май 2004 г.

Компанию возглавил Семен Рабовский. бывший первый заместитель гендиректора МГТС. Главные события за период руководства – создание объединенной компании на базе московских операторов и размещение акций на Лондонской фондовой бирже в феврале 2006 г. (привлечено около $1 млрд).

Август 2006 г.

Президентом назначен Эрик Франке. ранее возглавлявший украинскую «дочку» МТС, а затем несколько месяцев проработавший первым вице-президентом МТС. Главное событие за период руководства – покупка 25% плюс 1 акция «Связьинвеста» у структур Леонарда Блаватника за $1,3 млрд в декабре 2006 г.

Июнь 2007 г.

Во главе компании Сергей Приданцев.. Главное событие с тех пор – повышение капитализации компании на 26%. Аналитик «Уралсиба» Константин Белов говорит, что инвесторы поверили обещаниям Приданцева повысить эффективность «Комстар-ОТС», сократив персонал и увеличив доходы: «Работая в «Центртелекоме», Приданцев снизил долг компании на 3,1 млрд руб. до 21,7 млрд руб., сократил персонал почти на 16%, а капитализация компания за период работы в ней Приданцева выросла на 50% до $1,83 млрд».

ОАО «Комстар – Объединенные телесистемы»

оператор фиксированной связи. Выручка за 2006 г. – $1,12 млрд OIBDA – $428,6 млн чистая прибыль – $178,1 млн Капитализация – $4,45 млрд Акционеры – АФК «Система» (51%), «Московская городская телефонная сеть» (МГТС, 14%), 35% обращается на Лондонской фондовой бирже. Опцион на покупку у МГТС 11,06% акций «КОМСТАРА» за $322 млн принадлежит голландской компании 2711 Centerville Cooperatief U. A., подконтрольной Леонарду Блаватнику.

Когда владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков приглашал возглавить МТС Леонида Меламеда, он поставил перед ним задачу довести капитализацию компании минимум до $20 млрд. Он справился с ней менее чем за год. Сергей Приданцев говорит, что перед ним не ставилась задача добиться «конкретной цифры». «Владимир Петрович [Евтушенков] поручил мне «сделать так, чтобы все нормально заработало», – говорит он.

– Чего хотят от вас акционеры «Комстар-ОТС»?

– Необходимо, чтобы все компании «Комстар-ОТС» работали как единый механизм, чтобы был раскрыт потенциал группы. Еще был сделан акцент на том, что нельзя проигрывать рынок в Москве. Ситуация в Москве во многом будет определяться развитием рынка широкополосного доступа. Мы поставили задачу увеличить долю на этом рынке к 2011 г. до 50%. Cейчас у нас 33%. Мы выносим на ближайший совет директоров новую стратегию компании до 2011 г. После ее реализации «Комстар-ОТС» должна стоить не менее $10 млрд.

– Правильной ли была покупка в конце 2006 г. за $1,3 млрд 25% плюс 1 акция «Связьинвеста»?

– Мы рассматриваем эту покупку как хорошую финансовую инвестицию. Капитализация межрегиональных компаний холдинга растет, уже сейчас наш пакет стоит $1,8 млрд. В случае приватизации «Связьинвеста» у нас, как владельцев блокпакета, уже имеется опцион на участие в покупке [акций].

– «Комстар-ОТС» хотела бы учитывать финансовые показатели «Связьинвеста» в своей отчетности. Но этого не происходит.

– Нам, для того чтобы отражать вложение в «Связьинвест» как прибыль, надо, чтобы у холдинга появилась аудированная отчетность по US GAAP. Для «Связьинвеста» это лишняя головная боль, но мы будем продолжать эту работу, в том числе через совет директоров.

– Вы уверены, что сможете убедить «Связьинвест» перейти на US GAAP? Ведь руководство холдинга уже весной давало понять, что не приветствует желание нового акционера глубоко входить во внутренние дела «Связьинвеста».

– Здравый смысл подсказывает, что в этом вопросе мы придем к компромиссу. Мы не призываем «Связьинвест» перейти на US GAAP, мы просим предоставить нам дополнительные исходные данные, для того чтобы мы могли их консолидировать в нашу отчетность.

– Капитализация «Комстар-ОТС во многом определяется финансовым положением МГТС. Так будет и дальше?

– Естественно, МГТС не должна быть единственным драйвером роста «Комстара». Группа «Комстар» – это уникальное сочетание компаний: одна – монополист московского рынка, а другая – альтернативный оператор. Но чтобы это сочетание стало оптимальным, нужно, чтобы внутри группы была осуществлена реальная интеграция. Это и есть наша основная задача. «Комстар-ОТС» фокусируется на обслуживании корпоративных клиентов и разрабатывает стратегию всей группы. Эксплуатация и строительство сети, прежде всего «последней мили», передаются МГТС. В дальнейшем на базе МГТС планируется и интеграция IT-подразделений. У МГТС мощная билинговая система, и есть планы со временем передать туда расчеты всех компаний группы с абонентами. В телекоммуникационном бизнесе два основных производственных процесса: продажа услуг связи и эксплуатация сети. Именно они приносят доходы. А сейчас в целом по группе количество продавцов не превышает 17%!

– Что еще предусматривает ваша стратегия?

– Определены две основные точки роста: широкополосный доступ, в основном в Москве, и региональное развитие. Следующая задача – модернизация сети МГТС. Хотим увеличить пропускную способность каналов, предоставлять большую скорость [доступа], лучшее качество и дополнительные услуги. Очень многие москвичи уже владеют телевизорами, способными принимать сигнал высокого разрешения (High Definition TV). Чтобы предоставить им возможность принимать такой сигнал, нужна модернизация «последней мили». За 2007–2008 гг. примерно 20% ее мы модернизируем. Сначала будем прокладывать оптоволокно в дома, но уже сейчас начинаем тестировать технологию, предусматривающую установку вне дома выносных активных устройств.

– Гендиректор МГТС Алексей Гольцов рассказывал в июле, что со временем широкополосный доступ в интернет будет предоставляться под брендом МГТС...

– МГТС в Москве – наиболее узнаваемый бренд. Раньше МГТС ассоциировалась с гудком в телефонной трубке, теперь мы хотим, чтобы возникла и ассоциация с интернетом.

– Выходит, тарифные планы «Стрим 1», «Стрим 2», «Стрим 3» и т. д. будут переименованы в «МГТС 1», «МГТС 2», «МГТС 3»?

– Мы начнем это делать постепенно, но в 2008 г. мы перейдем на бренд МГТС. Мы ведем переговоры с компанией «Система масс-медиа» (СММ) о выкупе их 49% акций в «Комстар-директ» (51% – у «Комстар-ОТС». – «Ведомости»), чтобы оказывать услугу доступа в интернет под брендом МГТС. А СММ сможет продавать контент под зонтичным брендом «Стрим».

– Вы хотите занять половину столичного рынка широкополосного доступа, а что будет со средним доходом на абонента (ARPU)?

– Мы бы хотели, чтобы ARPU был не ниже $20 в месяц. В Западной Европе платят гораздо больше, Москва – одна из самых дорогих столиц мира, поэтому мы хотели бы этот показатель поднимать.

– А региональное развитие входит в ваши планы?

– Да. Мы будем покупать операторов-лидеров – тех, кто является игроком № 1 в регионе или № 2 – после МРК. Недавно мы купили в Сочи компанию и в результате получили 1-е место на альтернативном рынке региона – 68%. Сейчас мы готовим четыре сделки, и три из них, я надеюсь, произойдут до конца года. Кроме того, будем выходить в регионы в кооперации с другими «дочками» АФК «Система». По прогнозу на 2007 г., доля регионального бизнеса в выручке «Комстара» – 9,4%, к 2010 г. она должна быть не менее 27,5%, а к 2011 г. – более 30%.

– Но уже пару лет участники рынка утверждают, что в регионах не осталось крупных объектов для поглощения. Почему вы уверены, что сумеете за три года увеличить долю регионов в выручке втрое?

– В регионах помимо МРК работают альтернативные операторы, которые являются привлекательными объектами для приобретения. Их немного, но они есть. В проработке у нас около десятка потенциально интересных активов фиксированной связи, которые могли бы органично дополнить региональный портфель «Комстара». До конца года, надеюсь, объявим о трех из них.

– В Москве вы планируете переводить все услуги под бренд МГТС. Но не станете же вы его выводить и в регионы?

– Там будет действовать бренд «Комстар». Массовый рынок в регионах в основном занимают МРК, а мы хотим концентрироваться на корпоративном сегменте, для которого бренд «Комстар» и предназначен. Если мы идем в сегмент физлиц в регионах, то обычно это клиенты VIP и премиум – жители коттеджных поселков, новостроек и т. д. Но в этой среде бренд «Комстар» хорошо узнаваем, поскольку клиенты, как правило, все те же – сотрудники больших корпораций.

– Недавно «Комстар» открыл филиал в Петербурге. Многие конкуренты считают, что вы опоздали – все клиенты там уже разобраны.

– В Москве тоже очень насыщенный рынок, но если прийти сюда и работать, то можно добиться успеха. А у нас в Петербурге уже есть своя сеть. И к 2010 г. мы рассчитываем занять там 7% корпоративного рынка, подключая VIP-дома и корпоративных клиентов. В этом нам может помочь и «Система-галс», которая строит в Петербурге здания. Связь в них, разумеется, будет обеспечивать «Комстар».

– Наличие в предложении «Комстара» услуги дальней связи – это стратегическое направление. Нам надо иметь такую услугу, чтобы быть конкурентоспособным в своем предложении с Golden Telecom. Если мы платим за транзит дальнего трафика посторонней компании, то тем самым снижаем свою маржу. С точки зрения доходов услуга дальней связи нас не слишком интересует: этот рынок почти не растет, тем более с появлением Skype и подобных сервисов. Но такая услуга нужна нам для внутренних целей. Если у нас в группе появится МТТ, мы сможем обслуживать звонки своих абонентов по своей сети.

– Стали ли вы работать интенсивнее, перейдя из «Центртелекома» в «Комстар-ОТС», или, наоборот, работать стало проще? Остается ли у вас время на личные дела, семью, хобби?

– Конечно, работать стало интереснее. Проработав в «Центртелекоме» около пяти лет, я полностью реализовал себя как менеджер, вывел компанию в лидеры среди операторов «Связьинвеста». Когда механизмы взаимодействия в компании налажены и работа идет по накатанному, то уже нет того драйва, который бывает, когда начинаешь все с нуля или приходишь на новое место работы, где свои правила игры и перед тобой открываются другие горизонты. В «Комстаре» иные задачи, их много, они все сложные и интересные одновременно. При правильном планировании времени должно хватать и на работу, и на личную жизнь. Свободное от работы время я отдаю своей семье, детям: у меня девятилетняя дочь и трехлетний сын – главные мои достижения в жизни. Кроме того, стараюсь поддерживать спортивную форму – я в прошлом серьезно занимался рукопашным боем и дзюдо. Много читаю, в основном книги по истории российского государства.