Больше китайцев

«Сок» пытается загрузить «Ижавто» сборкой китайских Geely

Китаю не рад. Михаил Фрадков

экс-председатель правительства. «Если мы за манну считаем китайскую сборку, то это о многом говорит»

Группа «Сок», владеющая заводом «Ижавто», давно пытается загрузить его новыми моделями. Сейчас завод собирает 60 000 автомобилей Kia в год, и больше половины его мощностей простаивает. Как стало известно «Ведомостям», второго партнера «Сок» решил искать в Китае. Компания ведет переговоры с китайской Geely о сборке ее автомобилей на «Ижавто», рассказали несколько продавцов китайских автомобилей в России. Кроме Geely «Сок» разговаривает и с другими китайцами, сказал менеджер группы «Сок». «Мы постоянно мониторим рынок перспективных игроков и возможных партнеров, в том числе мы были и на Geely», – сказал представитель группы Дмитрий Румянцев, но добавил, что сейчас никаких конкретных договоренностей между Geely и «Ижавто» нет.

У Geely уже есть сборочный проект в России – завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУр) в Свердловской области вместе с автоторговой компанией «Инком-авто» начал собирать бюджетный седан Geely Otaka, который в России уже можно купить за $11 000. Пресс-секретарь представительства китайских автомобильных заводов Geely, ZhongXing и JMC не слышал о переговорах «Сока» и Geely. А совладелец АМУра Павел Чернавин знает о переговорах, но его это «нисколько не смущает». АМУр и «Сок» будут собирать разные модели, уверяет он.

Какие именно модели планирует выпускать «Ижавто», пока неизвестно. Один из дилеров китайских автомобилей утверждает, что «Сок» договаривается о сборке всего модельного ряда, включая Otaka, а у другого есть информация, что речь идет о сборке седана, но более дорогого, чем Otaka. Таких у Geely два: FC и МК. Первый – совсем новая модель, представленная весной этого года на Украине и в Китае. Это седан с двигателем 1,8 л, произведенный по технологии Toyota. Анонсированная цена – $14 000. МК – седан С-класса с двигателем 1,6 л, похожий на Toyota Corolla. MK уже продается в Китае около года, а осенью появится на Украине по цене от $11 500 до $12 500.

«Сок» не обращался в Минэкономразвития за получением льгот на ввоз комплектующих для сборки китайских машин, говорит сотрудник ведомства. А участники рынка надеются, что у нового правительства будет более лояльное отношение к китайским проектам, ведь бывший премьер-министр Михаил Фрадков – противник китайских автомобилей. Правительство поменялось, но его позиция не изменится, уверен руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Усилия противников китайских проектов не прошли даром – доля китайских производителей, по оценке эксперта по автопрому компании Ernst & Young Ивана Бончева, в этом году вырастет с 2% только до 4%.

Продавцы китайских машин не в восторге от инициативы Geely передать сборку новых моделей «Соку». «Наличие двух или трех дистрибуторов на одну и ту же китайскую марку в России делает крайне сомнительной экономическую целесообразность проекта», – говорит руководитель китайского направления компании «Автомир» Евгений Межов. К тому же если «Сок» договорится о сборке только одной модели – MK или FC, ее объемы продаж не превысят 5000 в год, а это вряд ли будет выгодно.

Но сборка всего модельного ряда на «Ижавто» – очень удачный вариант как для «Сока», так и для Geely, считает Бончев. «Ижавто» загрузит свои мощности, ведь на этом заводе есть не только сборка, но и сварка с окраской, напоминает он. А Geely получит не только готовые производственные мощности, но и мощного дистрибутора в лице группы «Сок».

Кто выпускает китайские машины

Китайскими проектами особенно увлекаются автодилеры: «Автомир» и «Дервейс» заявили о сборке Lifan в Карачаево-Черкесии, «Инком-авто» с АМУром собирают Otaka в Свердловской области, «Элекс-полюс» договаривается о сборке «китайской Mazda» – бренда Haima. Кроме этого калининградский «Автотор» выпускает Chery Amulet. По данным руководителя Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева, китайские автопроизводители ведут переговоры о более чем 20 проектах по сборке автомобилей в России.