Американский шестидесятник

150 фотографий о том, как надо жить в искусстве, собраны на выставке в Манеже. Смотреть на них невозможно без зависти

Хоппер – голливудская звезда, но не такой мощности, как его партнер по фильму «Беспечный ездок» Джек Николсон. Хоппер – художник, но его работы на арт-рынке ценятся в разы дешевле, чем портрет его самого, созданный Энди Уорхолом. Он фотограф, но никак не продвинувший искусство преображения реальности посредством фотокамеры. Однако жизнь Хоппера в искусстве и среди людей искусства сделала его человеком снимающим и играющим.

Говорят, что хороший человек – не профессия. Выставка Денниса Хоппера – наглядное опровержение этого расхожего утверждения. Она состоит из двух частей: в первой собраны черно-белые фотографии 60-х гг. прошлого века, где засняты друзья молодости Хоппера, голливудские актеры и художники американского поп-арта, теперь числящиеся великими и классиками, а также мало известные нам персонажи, но не менее симпатичные и стильные, чем знаменитости. Во второй части – сделанные после тридцатилетнего перерыва в работе с фотокамерой фотографии обшарпанных стен разных городов мира, оформленные как картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Обе части одинаково приятны своей коммуникативностью – все работы легко контактируют со зрителем, и в этом, пожалуй, главное их достоинство.

Классики кино и поп-арта засняты без дистанции, как задушевные приятели (а они Хопперу ими и были), отчего зрителю эти богемные веселые и свободные красавцы (Марлон Брандо, Рой Лихтенштейн, Жан Тенгли, Джаспер Джонс, Энди Уорхол) и красавицы (художница Ники де Сан-Фаль в юности была прелестна) кажутся собственными хорошими знакомцами. А картины из фотографий городских стен, приятные для глаза, несут нужный заряд всем понятной иронии над искусством, которое Хоппер хорошо знает, умеет ценить и по-настоящему любит. И зрителям кажется, что и они с этим абстрактным искусством общаются по-свойски.

Организаторы выставки – Московский дом фотографии, Музей Соломона Гуггенхайма и компания RIGroup – сделали зрителям бонус в виде небольшой ретроспективы из фрагментов фильмов Хоппера. Их показывают тут же, в Манеже, в выгороженном зальчике, на отдельных сеансах, без перевода. От этих фрагментов, как и от всего, что делает Хоппер, веет неповторимым духом

60-х. Свободой, беспечностью, легкостью, сексом и пофигизмом.

Если не знать, какими богатыми и насколько знаменитыми стали герои фотографий, то легко принять их за праздную молодежь, уверенную, что ничего в жизни нет важнее удовольствия от острых ощущений, дарованных алкоголем и курением, любовью без обязательств, гонками на мотоциклах и художественными опытами, приводящими в ужас добропорядочных граждан.

Все, что сегодня запрещено и обличаемо, полвека назад для молодых и богемных было желанно и обязательно. Нарушая запреты и правила, играючи и беспечно люди, с которыми Деннис Хоппер прожил жизнь, создали замечательное – свободное и живое – искусство.