"Фокус МВА – практика", - Павел Хохряков, президент группы «Промсвязькапитал»

Почему на руководящие посты в группу «Промсвязькапитал» берут только выпускников западных школ, рассказал ее президент.

– Эффективно работать с людьми – самыми лучшими в Стэнфорде были курсы, посвященные развитию soft skills – межличностному общению, выявлению личных сильных и слабых сторон через работу в так называемых T-группах. Например, использование разных стилей лидерства – этому был посвящен курс High Performance Leadership, высокоэффективного управления в командах. Успешный руководитель, как игрок в гольф, использует различные клюшки в зависимости от того, куда нужно отправить мяч. В бизнесе вместо клюшек – стили лидерства. До бизнес-школы, наверное, я был больше склонен к командному стилю, хотя и в Инкомбанке, и в Промсвязьбанке мы старались строить компании с западным стилем менеджмента. Сейчас, я думаю, я уже использую все стили. Эти курсы развивают и навыки рефлексии. После стэнфордских курсов я очень часто задаю себе вопрос – что я делаю не так, в чем мне нужно совершенствоваться, как меняться. Когда руководство или подчиненные недовольны мною, я стараюсь не обижаться, а, наоборот, анализировать, что мне нужно в себе исправить, чтобы стать лучше. Иногда бывает очень сложно не обижаться на критику, но действовать на эмоциях, в порыве всегда очень плохо. Принцип простой – если все хорошо, выйди к коллективу и раздели с ними успех со словами: «Это ваша заслуга». Если все плохо – подойди к зеркалу и подумай, что ты сделал не так.

Биография. Карьера банкира

В 1993–1998 гг. работал в Инкомбанке. В 1999 г. перешел в Промсвязьбанк, возглавил департамент международного бизнеса.

С дипломом МВА

В 2002–2004 гг. учился в Стэнфордской высшей школе бизнеса в США. В 2004 г. вернулся из США и был назначен первым вице-президентом группы «Промсвязькапитал». С декабря 2004 г. – президент группы.

Группа «Промсвязькапитал»

Принадлежит совладельцам Промсвязьбанка братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. Группа управляет активами в сфере высоких технологий и связи («Техносерв А/С», Synterra, «Петерстар»), масс-медиа (ИД «Аргументы и факты», газеты «Труд» и «Экстра М», типография «Медиа-пресса»), распространения («Ария-АиФ», «Метропресс», МОП «Союзпечать», ОАО «Роспечать-Челябинск»), финансовых услуг («Промсвязьлизинг», страховая компания «Оранта», НПФ «Промрегионсвязь»), недвижимости («Промсвязьнедвижимость»), машиностроения (Карачаровский механический завод, «Криогенмаш»). Группа планирует получить в 2007 г. $3 млрд выручки.

Далеко не каждой компании будет полезен выпускник MBA, считают в фонде прямых инвестиций «Группа «Промсвязькапитал». Акционеры группы закончили бизнес-школу Чикагского университета, а нынешний президент группы Павел Хохряков был приглашен на этот пост только после получения диплома Стэнфорда. Три года в группе действует рекрутинговая программа, по которой попасть на руководящий пост можно только после лучшей из школ бизнеса.

– Что дало вам бизнес-образование?

– Фокус западного MBA не в получении теоретических знаний. Их можно повыписывать из книг. Реальный фокус MBA – в отработке практических навыков, формирование у выпускника понимания бизнеса в целом. Например, методика Activity Based Costing, позволяющая отслеживать прибыльность по продуктам и направлениям при правильном распределении накладных расходов, – можно прочитать о ней и попытаться ее внедрить. Но это будет пустой тратой денег и времени, если в компании не отстроены бизнес-процессы, не понимают, куда и зачем идет бизнес. Внедрение продвинутых западных методик в отрыве от «картинки в целом» может привести к печальным последствиям. Что дает MBA? Способность видеть бизнес в целом, понимать последствия решений, мыслить системно.

– А какие практические навыки позволяет обрести бизнес-школа?

– Есть мнение, что российскими компаниями просто нельзя управлять таким образом.

– В России не больше особенного, чем в Мексике, Китае, Японии или Бразилии. Но нужно понимать, где MBA будет эффективен и успешен, а где MBA будет как тот дорогостоящий электронный микроскоп, которым пытаются забивать гвозди. Успешные компании имеют свою идеологию, ценности и миссию, в них сотрудники разделяют эти ценности и живут в соответствии с идеологией. В некоторых западных компаниях идеология и ценности – только лозунги, висящие на стенах. Так же и MBA. Если бы в систему развитого социализма поставили передового управленца с западным MBA, то вряд ли он смог бы повысить эффективность. Наверное, поэтому далеко не во всех российских компаниях западные MBA показывают высокую эффективность.

– Возможно, чтобы управлять российскими компаниями, надо учиться в российских бизнес-школах?

– Пока российские школы не могут сравняться с западными. Бизнес-образованию на Западе много десятков лет, построена научная школа, техники отработки практических навыков постоянно совершенствуются, а у нас до сих пор некоторые предметы преподают профессора, которые свои диссертации защищали по научному коммунизму или теории управления плановой экономикой. Вся научная база для управления экономикой и бизнесом по-прежнему находится на Западе, а не у нас. Достаточно подсчитать, сколько лауреатов Нобелевской премии по экономике есть у нас, а сколько, скажем, в США. Когда я учился в Стэнфорде, нам читали лекции три нобелевских лауреата. Западные бизнес-школы не просто используют передовой опыт – нам курс по экономике преподавал Дэйвид Крепс, который как раз писал новую книгу Microeconomics for Managers. Мы учились по рукописи этой книги, формулы в ксерокопию были вписаны от руки. Эта книга вышла на английском уже после нашего изучения этого курса – а когда еще она будет переведена на русский язык?

– Западное бизнес-образование известно своим подходом к изучению практики компаний – бизнес-кейсов. Этот метод на самом деле эффективен?

– В управлении бизнесом большую роль играет интуиция, а школа развивает эту способность. Решенные кейсы откладываются в подсознании, причем в обсуждении бизнес-кейсов принимают участие те, кто непосредственно с ними сталкивался. Представьте, вы обсуждаете кейс из практики компании HP, приходите к каким-то выводам. А потом преподаватель приглашает в класс президента HP, который рассказывает об этой ситуации.

Сколько надо выпускников

В 2004 г. началась программа активного найма выпускников западных бизнес-школ. Более 20 человек уже работает в Группе, в том числе три выпускника Стэнфорда, четыре Чикагской школы, выпускники Duke, Tuck, London Business School. Более 15 человек – ищут сейчас. Привлекаются выпускники западных школ, входящих исключительно в первую 30-ку наиболее авторитетных рейтингов, например, FT. Их приглашают только на руководящие посты. Зарплата – не ниже $120 000 в год.