Как нанять выпускника МВА через интернет

В эпоху стабильности специалисты могут позволить себе отказаться от должности в инвестбанке с зарплатой в шесть нулей. Чтобы нанять таланты, надо проявить верх изобретательности.

Чтобы повысить свои шансы на успех, рекрутеры этих компаний стараются навещать бизнес-школы как можно раньше и как можно чаще. Они изначально предлагают более высокие, чем в прошлом, зарплаты и всячески подчеркивают готовность работодателя обеспечить сотрудникам гармоничный баланс между работой и семейной жизнью. Некоторые охотники за головами используют вместо традиционных средств вроде презентаций на местах или коктейль-приемов нечто новое – виртуальный рекрутинг.

Виртуальный контакт

«Обычный рекрутинг специалистов с MBA – каменный век, – говорит Грег Руф, генеральный директор консалтинговой фирмы MBA Focus, предлагающей корпоративным клиентам онлайновые базы данных с резюме. – Если раньше все зависело от умения планировать мероприятия и осуществлять транзакции, то теперь важнее разбираться в технологиях и аспектах онлайнового мира».

Корпорация Whirlpool из Бентон-Харбора (Мичиган) продолжает набирать специалистов в своих традиционных кузницах кадров, таких как Университет Дьюка, Гарвард, Университет Индианы, Университет Нотр-Дам, Университет штата Мичиган, Университет штата Огайо и Чикагский университет. Но в последнее время Whirlpool пришлось расширить территорию поиска, включив в нее и другие университеты. Корпорация экспериментирует и с новой технологией собеседования, позволяющей вести опрос кандидата в дистанционном режиме с помощью компьютера и веб-камеры. Интервью записываются, а видеофайлы сохраняются на специальном сайте, доступном только рекрутерам компании.

Но даже с использованием этих новых методов Whirlpool не смогла выполнить свой план по рекрутингу на этот год, предусматривающий привлечение 30–35 новых специалистов. Аналогичные трудности испытывают и другие компании. В период с декабря 2006 г. по март 2007 г. The Wall Street Journal и Harris Interactive совместно провели онлайновый опрос рекрутеров, и более половины респондентов ответили, что в нынешнем сезоне их поиски специалистов с дипломами MBA не столь успешны, как ожидалось.

По словам Руфа, студенты из поколения миллениума предпочитают виртуальный контакт, однако и в таком режиме рекрутер должен уметь выстраивать межличностное взаимодействие и показывать привлекательные стороны работы. Нынешние студенты получают колоссальное количество всевозможной информации, и на этом фоне стандартная реклама корпоративных ценностей может быть воспринята как навязчивый спам. На лучших сайтах, посвященных карьерному продвижению, часто можно найти видеозаписи собеседований с сотрудниками, биографические очерки о специалистах, примеры выполненных проектов, виртуальные туры и подкастинги.

Whirlpool, к примеру, осваивая новые кадровые технологии, запустила на своем сайте чат, в котором сотрудники разных подразделений отвечают на вопросы посетителей в рамках специализированных тематических разделов. «У многих выпускников колледжей есть вопросы, на которые надо быстро дать ответ, – говорит Воглуид. – При этом ответ предпочтительнее получить непосредственно в живой беседе с человеком, а не в составленной кем-то документации».

Неудивительно, что высокотехнологичные компании оказываются в числе наиболее активных онлайновых рекрутеров. Корпорация IBM, пополняющая свои кадры более чем в 100 университетах США, надеется расширить сферу этой деятельности и с помощью интернета. С этой целью IBM запустила программу интернатуры Extreme Blue и организовала виртуальное сообщество Second Life, участники которого могут обсуждать вопросы трудоустройства, получать доступ к учебным материалам и проходить онлайновые собеседования.

«Технологии стали частью ДНК сегодняшней молодежи, – говорит Карен Кало, вице-президент IBM по глобальному поиску талантов. – Такие вещи, как Second Life, естественным образом привлекают ее, показывают, что IBM – интересная, инновационная компания».

Важные деньги

Впрочем, Extreme Blue расширяет и свое физическое присутствие в кампусах. В ряде учебных заведений корпорация создает «лидерские советы», в которых наряду с топ-менеджерами IBM выступают представители местных компаний и правительственные чиновники. «Не думаю, что Second Life и другие высокотехнологичные средства полностью вытеснят традиционные методы рекрутинга, – признает Кало. – В конце концов по-настоящему увидеть интеллектуальность, пытливость студентов можно только в беседе лицом к лицу».

В упомянутом выше опросе WSJ и Harris Interactive 44% респондентов заявили, что надеются повысить эффективность рекрутинга путем простого увеличения числа охватываемых университетов. Другие намерены приходить в университеты на более ранних этапах, увеличить сроки проведения своих программ и число менеджеров, участвующих в них. Иногда наиболее перспективных специалистов привлекают, предлагая гибкие графики работы, позволяющие сотруднику лучше организовать свою личную жизнь. Разумеется, одним из наиболее мощных средств рекрутинга остаются деньги. Около 69% респондентов сообщили, что с нынешнего года увеличивают начальные ставки оплаты труда молодым специалистам. При этом около трети рассмотренных компаний предлагают новичкам зарплату более $100 000 в год – это на 24% больше, чем в 2006 г.

Грег Руф

генеральный директор консалтинговой фирмы МВА Focus

«Если раньше все зависело от умения планировать карьерные мероприятия, то теперь важнее разбираться в технологиях онлайнового мира».