Ориентиры: Все пройдет


Я люблю читать книги, хотя это иногда чревато семейными разногласиями.

Дело в том, что, будучи давно и неизлечимо больна недвижимостью, я коллекционирую альбомного формата книги по недвижимости и архитектуре.

Конечно, все они тяжелые, собирают много пыли, иногда их нелегко достать и тяжело нести, зато как приятно брать их в руки, перелистывать изданные на качественной бумаге страницы и погружаться в мир новых проектов и идей. И я по-прежнему, как в застойные годы, радуюсь каждому новому экспонату в своей коллекции. Увы, книг по недвижимости в России не хватает.

Конечно, ситуация уже не настолько плачевна, как, например, 5–7 лет назад, но до идеала еще далеко.

Весной – летом этого года на прилавках столичных книжных магазинов появился ряд книг, на которых хотелось бы остановиться подробнее.

Cерия “Коммерческие пространства. Лучшие проекты мира” (ИД Жигульский) представляет собой уникальный шеститомник – перевод с английского изданного в Испании издательством Carles Broto I Comerma сборника. Серия охватывает самые громкие проекты на рынке коммерческой недвижимости, реализованные с 2003 по 2006 г. В состав серии вошли следующие книги: “Коммерческие пространства. Новые тенденции”, “Торговые центры. Лучшие проекты мира”, “Новые торговые центры. Лучшие проекты мира”, “Кафе, бары, рестораны. Лучшие проекты мира”, “Магазины. Лучшие проекты мира” и “Отели. Лучшие проекты мира”.

Например, любители ресторанов узнают о том, что исландский бар Astro (Рейкьявик) удачно сочетает в себе элементы крытого бассейна без воды и поляны для пикников. А Красная комната, расположенная на верхнем этаже бара, благодаря встроенным в стены сенсорам “краснеет” только после того, как находящиеся в ней посетители начинают зажигательно танцевать. В остальное время стены сохраняют гуманный розовый цвет.

Европарламент в Страсбурге по праву гордится кафетерием, где благодаря стараниям французского архитектурного бюро Architecture Studio использованы напольные покрытия в виде цветущих весенних полей. По оценкам психологов, это наряду с необычной формы извивающейся металлической стойкой бара позволяет парламентариям расслабляться после тяжелых трудовых будней.

В томе, посвященном магазинам, наряду с многочисленными бутиками всемирно известных домов моды (Prada, Lanvin, Louis Vuitton, Armani) представлены отдельные новаторские концепции. Например, аптека de Lairesse в Амстердаме, проект которой выполнен голландским архитектурным бюро Concrete Architectural Associates. В абсолютно круглом торговом зале стены полностью покрывают 522 зеленых пластиковых ящичка, сгруппированные в 36 секций. В ящички встроены 72 люминесцентные лампы с зелеными фильтрами. Отражаясь от задних стенок ящичков, свет проходит через их прозрачную переднюю часть. Таинственный интерьер дополняет уникальный “плавающий” полимербетонный прилавок, повторяющий изгибы стен и частично “свисающий” со стальной основы, скрытой в массивном стволе дерева.

К сожалению, вклад российских игроков рынка ограничивается солидным списком партнеров, возглавляемым Российской гильдией риэлторов и всего двумя объектами – гастрономом “Глобус Гурмэ” в Жуковке и московским рестораном “Недальний Восток”, дизайн которого разработало известное японское архитектурное бюро Superpotato.

Две монографии исполнительного директора бельгийской аналитической компании Buildings & Data Жоржа Бинде, изданные австралийским издательством Images Publishings, посвящены высотным зданиям. Пока они доступны только на английском языке. Книга “101 высочайшее здание мира” (One Hundred and One of the World’s Tallest Buildings) представляет собой настоящую энциклопедию современных небоскребов. В книге два раздела – “Реализованные здания” и “Строящиеся здания”. По каждому из проектов представлены не только описание, но и качественное фото, поэтажные планы, точные данные о девелоперах, архитекторах, консультантах по техническим вопросам, размерах инвестиций и др. Статистика по небоскребам не ограничивается размерами здания, в книге приводятся площадь типового этажа, количество парковочных мест, набор стройматериалов и другие подробности, которые будут, несомненно, полезны жителям “страны восходящих небоскребов” (т. е. России). Кроме того, в книге приведена история эволюции небоскребов в цифрах за последние 40 лет.

Среди российских проектов в разделе “Реализованные здания” в число высочайших зданий мира вошел только комплекс “Триумф-Палас”. Зато в разделе “Строящиеся здания” нам уже есть чем гордиться – проекты “Город столиц”, Moscow International Business Centre и Башня “Федерация” достойно отражают будущие достижения российских девелоперов.

Предисловие к другой книге Бинде – “Высотные здания Европы, Ближнего Востока и Африки”, в которую включены 50 самых высоких зданий этих регионов (как завершенных, так и строящихся), написано сэром Норманом Фостером. Жорж Бинде не только приводит технические характеристики, но и анализирует эволюцию небоскребов в разных регионах, их влияние на архитектуру и глобальную культуру отдельных стран. Здесь уже побольше российских проектов. Хотя бы потому, что в последнее время небоскребы возводились главным образом в Азии и Америке. Так что одна из сталинских высоток – МГУ им. Ломоносова – так и осталось в числе 50 высочайших зданий Европы, Африки и Ближнего Востока.

Почему же российские проекты, даже те, которые “гремят” на родине, остаются неизвестными международной общественности? Россиянам есть чем похвастаться – многие проекты могли бы претендовать на внимание международной общественности. Однако узнать о них в большинстве случаев можно разве что из рекламных брошюр на выставках, листая которые понимаешь, что сотрудники компании просто освоили выделенный бюджет.

Другая причина неуместной скромности российских девелоперов состоит в том, что большинство их зациклено на “здесь и сейчас”, им гораздо важнее стать маленькими царьками отдельно взятого района Москвы на базе долговременной и действенной поддержки префектуры округа. Международное признание, для завоевания которого девелоперам надо предоставить корректную информацию о компании на хорошем английском языке, видится им чем-то абстрактным и несущественным в сравнении с ближайшими задачами – строительством еще одного элитного жилого высотного дома.

Впрочем, и это когда-нибудь пройдет. Мы еще научимся издавать качественную рекламную продукцию, представляющую исчерпывающую, написанную человеческим языком, а главное – объективную информацию о компаниях и объектах. И сами будем издавать справочники и монографии по недвижимости и архитектуре, которые будут признаны бестселлерами. Пока что, увы, мы живем в условиях книжного дефицита в сфере недвижимости.

Как ни странно, его провоцируют сами участники рынка недвижимости. Стремясь успеть к дедлайну с очередным рекламным объявлением, они забывают о том, что периодика – явление преходящее. Дефицит времени заставляет откладывать в долгий ящик глобальные идеи – публикацию статей и монографий, не говоря уже о книгах. Забыв о том, что именно качественно изданные фолианты увековечивают имена и проекты для последующих поколений. И в этом наши участники рынка недвижимости очень напоминают дровосека из сказки. Скрепя сердце и обливаясь потом, бедняга упорно работает тупой пилой: ему кажется, что на заточку инструмента у него просто нет времени…