Розлив «Пяти озер»

«Омсквинпром» впервые обогнал по продажам водки петербургскую «Веду» и московскую «Галакту»

ООО «Омсквинпром»

Производитель алкоголя. На крепкий алкоголь приходится 95% производства. В 2006 г. выпустил около 2,6 млн дал водки. Основной бренд – «Пять озер» (99% продаж). Выручка – около 4 млрд руб. Прибыль не раскрывается. Владелец и гендиректор – Андрей Стрелец (80% долей компании). Объем сибирского рынка водки, по оценке «Финама», – $1,7 млрд в год.

По данным «Бизнес аналитики», омский производитель водки (основной бренд «Пять озер», 99% продаж) увеличил долю в первом полугодии 2007 г. с 6,8% до 8,9%. «Веда» (основные марки – «Русский размер», «Матрица» и «Вальс-бостон») снизила долю на 1,7% до 8,7%, а «Галакта» («Полтина» и «Мороз и солнце») прибавила 0,1% и занимает 7,5% рынка.

По России в целом, по данным Росстата, «Омсквинпром» остался по объему производства водки на 5-м месте (2,12 млн дал, 3,8%). Его опережают «Кристалл» (Москва, 4,23 млн дал, 7,56%), «Русский алкоголь» (Москва, 4,18 млн, 7,47%), «Синергия» (Москва, 2,44 млн, 4,35%) и «Веда» (2,36 млн, 4,21%).

«Мы не предпринимали революционных мер для рыночного прорыва, и провальных действий со стороны «Веды» и «Галакты» я не заметил», – говорит владелец «Омсквинпрома» Андрей Стрелец. Основными факторами роста продаж он считает жесткий контроль качества водки, выстраивание системных отношений с дистрибуторами и розницей и организацию эффективной логистики.

В 2007 г. «Омсквинпром» планирует произвести 5 млн дал водки, рассказал Стрелец, а в 2008 г. – 8,2–8,5 млн дал и занять 6,5% российского рынка водки. Сейчас компания оценивает свою долю в 4% (по данным «Бизнес аналитики» – 2,5%, 11-е место в России). Вложив в приобретение оборудования 10 млн евро, компания довела мощность своего завода до 10 млн дал в год. Маркетинговый бюджет на продвижение «Пяти озер» в этом году составил $7 млн, а в 2008 г. планируется $7,5 млн.

Директор по корпоративному управлению «Новых торговых систем» (развивает в Новосибирской области и Алтайском крае «Пятерочку» и «Патэрсон») Александр Агеев видит причины успеха «Омсквинпрома» в маркетинговой политике и «сбалансированном и продуманном» продвижении бренда «Пять озер». «В наших магазинах это одна из наиболее продаваемых водок», – говорит он.

«Пять озер» – сильный бренд и лидерство омичей в регионе было ожидаемым, добавляет гендиректор группы компаний «Алкогольные заводы «Гросс» Виктор Самойлов. Но это все-таки бренд с региональной спецификой – его позиции сильны только на Урале и в Сибири, полагает он.

В «Веде» же считают успех «Омсквинпрома» в Сибири временным. Директор по маркетингу Дмитрий Барсуков обещает в 2008 г. исправить положение. По его мнению, «Омсквинпром» сильно рискует, развивая, по сути, одну марку. Потребители непостоянны: сегодня они пьют «Пять озер», а завтра пробуют что-то другое, говорит Барсуков: «Где теперь некогда популярные «Гжелка», «Путинка» и «Флагман»?»

По данным «Бизнес аналитики», сейчас «Флагман» занимает 1,6% российского рынка (максимальный результат – 3,6% – был достигнут в конце 2004 г.), «Гжелка» – 0,4% (в начале 2004 г. было 4,8%), «Путинка» – 3,8% (летом 2006 г. было 4,1%).