Сколько заплатят за остепененность

В представлении многих диплом МВА дает шанс увеличить свой годовой доход. В случае с западными бизнес-школами такое возможно, но одного этого мало

Александр Смолин, президент компании «Эниро Рус-М», работающей в сфере рекламно-справочных услуг, МВА решил получать в Гренобльской школе бизнеса (Франция), учебный курс которой сегодня можно пройти в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Первый собственник компании, которая тогда являлась российской «дочкой» шведского издательского холдинга Eniro (выпускает в нескольких странах мира справочники серии «Желтые страницы»), к идее Смолина отнесся прохладно, побоявшись, что учеба займет у него много времени и сил. «И все-таки я стал учиться, а после получения диплома долгое время не мог завести разговор о зарплате», – вспоминает Смолин. Решить этот вопрос ему удалось лишь с приходом нового инвестора (московские «Желтые страницы» купил шведский инвестфонд Vostok Nafta Investment), с которым он перезаключил свой контракт, договорившись о 30%-ном повышении зарплаты.

По наблюдениям управляющего партнера компании Suvorova & Partners Executive Search Ольги Суворовой, большинство работодателей сегодня не обращают внимания на наличие у кандидата диплома российской бизнес-школы, даже если это лучшие из них. В качестве распространенной ситуации она приводит пример из своей практики, когда сотрудница одной московской юридической фирмы, будучи офис-менеджером, получила российский МВА и намеревалась заступить на позицию директора по персоналу. В HR-отдел после обучения она устроилась, но только на должность HR-менеджера, что вполне могла бы сделать и без МВА.

Геннадий Воронин, также получивший бизнес-образование в России, напротив, говорит, что ему оно помогло в построении карьеры. Он получил диплом Калифорнийского государственного университета, Хейвард, в рамках совместной программы с Академией народного хозяйства. «После получения МВА с должности коммерческого директора меня повысили до генерального директора, а в 2005 г. я единственный из российских менеджеров вошел в совет директоров Европейского дивизиона по кофе», – рассказывает Геннадий Воронин, сейчас занимающий пост замгендиректора по стратегическому развитию крупной российской дистрибуторской компании, а до этого 12 лет проработавший в компании Paulig. По его словам, его зарплата при этом увеличилась в среднем на 20%, он считает, что в скором будущем наличие МВА у кандидатов в гендиректора будет естественным требованием. И разница в зарплатах станет ощутимее.

Привлекательный запад

Дмитрий Кулиш, создатель и генеральный директор биотехнологической компании ДКИС, МВА получил в бизнес-школе Wharton Пенсильванского университета в 2002 г. Мысль об этом ему пришла в 1998 г., когда, прожив четыре года в Америке, он приехал в Россию и начал искать работу. «Работодателям мой опыт работы и высокие запросы были непонятны, хотя некоторые из них уже тогда говорили, что хотели бы работать с выпускниками американских бизнес-школ», – вспоминает Кулиш. Получив МВА, он стал работать в группе компаний «Биопроцесс»: сначала на позиции директора по стратегическому развитию, а уже через год дорос до исполнительного директора всего биофармацевтического сегмента группы. В 2005 г. перешел на работу в венчурный фонд «Интел-капитал», а еще через два года учредил собственную компанию. Подавляющее большинство выпускников МВА зарабатывает после школы больше, чем до, – это факт, который, впрочем, нельзя оценивать напрямую, полагает он. «Спасает ли, например, хороший загородный дом от дождя? Да, спасает. Но ведь не для спасения же от дождя строится этот самый дом – некоторые менеджеры и без школы зарабатывали бы больше», – философствует Кулиш. «В этом смысле зарплата – лишь малая деталь того, что может получить выпускник бизнес-школы», – заключает он.

Времена, когда обладатель западного диплома мог рассчитывать на удвоение заработной платы, канули в Лету, считает Суворова. Все зависит от компании, говорит Павел Хохряков, президент фонда прямых инвестиций «Группа промсвязькапитал». Есть компании, где они не нужны, но на руководящую должность в группу берут только с дипломом лучшей бизнес-школы, зато можно рассчитывать минимум на $120 000 в год.

Только для банкиров и консультантов

В мире диплом школы бизнеса стал частью обязательного бизнес-образования для тех, кто видит себя в консалтинге или банковской сфере. В России все не так просто. «Правильнее было бы говорить, что степень МВА может быть привлекательна на руководящих позициях, – рассуждает Мария Шеламова, руководитель отдела по работе с персоналом компании Philips, – это некий гарант всестороннего образования». Согласно исследованию компании Cornerstone, западный MBA у нас больше всего востребован в банках, сырьевых и крупных федеральных компаниях.

Молодым специалистам эксперты советуют не спешить с бизнес-образованием. «Если человек, например, работает в области товаров народного потребления, его год пребывания в бизнесе на российском рынке будет стоить дороже, чем тот же год за рубежом», – говорит Суворова. По ее мнению, делать это целесообразно на этапе уже «ощутимой» карьеры, когда, например, тот же директор по маркетингу или продажам хочет стать генеральным директором. «МВА дает человеку не только знания, но и правильный круг общения, поскольку 80% учебного процесса строится на практических бизнес-кейсах, – поясняет она. – В этом смысле для слушателя важно, кто с ним будет в группе. Одно дело – начинающие менеджеры, другое – опытные управленцы».

«В целом стоимость специалиста после получения степени МВА в западной бизнес-школе увеличивается на 20–30%, в российской – не более чем на 15%», – говорит Виктория Филиппова, руководитель департамента «Финансы и аудит» хедхантинговой компании Cornerstone. Если сейчас, к примеру, взять из базы компании вакансию финансового директора, то минимальная среднемесячная зарплата такого специалиста при наличии российского МВА составляет $10 000, западного – $12 000, добавляет она.