Дороги и водопроводы

Конкуренция за привлечение частного капитала в общественную инфраструктуру резко усилится, прогнозирует Ernst & Young

Во всем мире у государств выросла потребность в капитале для реализации инфраструктурных проектов, говорится в вышедшем на днях докладе Ernst & Young «Инвестиции в глобальную инфраструктуру: новый класс активов».

Как подсчитала Организация экономического сотрудничества и развития, в 2000–2010 гг. мировые траты на строительство и ремонт автодорог достигнут $220 млрд (0,38% мирового ВВП). Инфраструктура стареет, в прошлые годы большинство стран ее недофинансировало и плохое состояние мостов и дорог становится угрозой для жизни, говорится в докладе.

Государства осознали, что без частных инвестиций им не справиться с этим вызовом, считает E&Y, а коммерческие и инвестбанки, фонды прямых инвестиций, пенсионные фонды, страховые и строительные компании поняли, что этот рынок им интересен. Тем более что избыток капитала взвинтил цены на традиционные активы и снизил их доходность.

Финансирование инфраструктуры может быть доходным бизнесом: в Австралии дочерняя компания Macquarie Bank в среднем с 1996 г. зарабатывала 18% годовых.

Британия, Австралия и Канада сейчас наиболее привлекательны для инвесторов в инфраструктуру, считает E&Y. Пытаясь привлечь инвесторов, унифицируют концессионные соглашения Россия и Индия. А Бразилия, Индия и Китай вводят налоговые послабления для инфраструктурных проектов. В ближайшем десятилетии конкуренция между государствами за частный капитал усилится. Пока же развивающиеся страны менее привлекательны для частных капиталовложений в инфраструктуру из-за рисков (особенно велики они в Турции и на Ближнем Востоке), отмечает аналитик E&Y Крис Лаутон.

В России в ближайшие три года правительство намерено вложить 4,7 трлн руб. в развитие инфраструктуры, подсчитал E&Y, – в основном в строительство и развитие трубопроводов, транспорта, портов. Разрабатывая новые месторождения, почти всю инфраструктуру приходится строить с нуля, говорит представитель крупной частной нефтекомпании.

В 2002 г. надо было убеждать инвесторов, что им выгоден проект, говорит Татьяна Паук, представитель компании «Усть-Луга» (управляет строительством порта). Теперь число участников проекта расширилось («Сибур», «Зарубежнефть»), в 2006 г. удалось привлечь 4,1 млрд руб. частных инвестиций, а в 2007 г. – 9 млрд руб., рассказывает Паук. Государство за эти два года вложит в развитие порта 3,1 млрд руб.

Россия открыла для частных инвестиций водоснабжение и электроэнергетику. Частные инвестиции в водоснабжение достигли с 2004 г. $350–400 млн, отмечает зампредседателя «Евразийского водного партнерства» Александр Баженов.

Вложение в компании, участвующие в государственных инфраструктурных проектах, становится интересной бизнес-идеей, считает Александр Головцов из УК «Уралсиб». Инвестиционный бум будет продолжаться в России минимум до 2014 г. или до резкого падения цен на нефть, отмечает он. Если бы фонд состоял только из бумаг компаний, у которых большая часть стоимости зависит от инфраструктурных проектов, при инвестировании на пять лет он мог бы получить доходность в 20–25% – выше доходности рынка акций, полагает Головцов. Но таких компаний мало. Только у «Транснефти» инфраструктурные проекты – почти весь бизнес, а у «Татнефти» или «Норникеля» – 5–10% бизнеса, говорит Головцов.

«Западные клиенты проявляют интерес к инфраструктурной отрасли, но публичных компаний в России мало», – сожалеет управляющий директор «КИТ фортис инвестментс» Владимир Цупров.

УК «Ренессанс – Управление инвестициями» уже создала ПИФ «Ренессанс – Фонд структурных реформ». Фонд будет инвестировать средства в бумаги компаний из отраслей, которые получат прямую или косвенную выгоду от госинвестиций в развитие инфраструктуры (строительство, электроэнергетика, металлургия), рассказывает гендиректор УК Татьяна Олифирова. Интерес могут представлять компании с госучастием и частные компании, участвующие в реализации инфраструктурных проектов.