Фикция может снизить налоги


Во вторник президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) рассмотрит дело ООО «Сониквай». В 2006 г. ФНС отказала «Сониквай» в возмещении НДС на 72,7 млн руб. и оштрафовала на 114,7 млн руб. Налоговики решили, что компания не имела права уменьшать НДС, полученный от покупателей, на сумму НДС, перечисленного за поставки товара, так как поставки были фиктивными, а ряд поставщиков налог не платили.

Две судебные инстанции согласились с налоговиками. Но «тройка» судей ВАС рекомендовала президиуму пересмотреть эти решения. Суд не может лишить компанию права представлять документы о праве на вычет «независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы» налоговиками, говорится в определении «тройки». А отказ в вычетах по НДС, уплаченному поставщикам, привел к тому, что НДС был взыскан со всей «выручки от реализации товара в отрыве от затрат на его приобретение». Это противоречит Налоговому кодексу, может решить сегодня президиум.

Назвав операции по покупке товара фиктивными, налоговики должны не просто отказать в вычетах по НДС, уплаченному поставщику товара, но и не брать НДС с денег, которые компания получила от его последующей перепродажи, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Если операции реальные, вычет должен быть, если фиктивные – нет ни вычета, ни налога, согласен адвокат юркомпании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев.

Если сделки фиктивные в силу отсутствия товара и суд аннулирует не только вычеты по НДС, но и налог с реализации товара, то компания сэкономит на НДС, отмечает директор налогового департамента KPMG Вячеслав Голик, но придется больше заплатить налога на прибыль: по фиктивной сделке налоговики откажут компании в расходах на приобретение товара, а полученные за него деньги обложат как безвозмездно полученные.

Фиктивной может быть только покупка, а не продажа товара и тогда налоговики вправе, отказав в вычете, удержать НДС с реализации, предупреждает Галина Акчурина из «ФБК-право». Определение «тройки» означает, что при сговоре налоговики должны искать настоящего выгодоприобретателя незаконных схем, а правоохранители – провести проверку, говорит Костальгин.