Oт редакции: Рекордом на рекорд


Растущая цена на нефть практически не влияет на котировки российских нефтяных компаний, зато обеспечивает финансовую стабильность России как страны.

Российский фондовый рынок, который еще совсем недавно считался зависимым прежде всего от цен на нефть, сейчас плохо с ними коррелирует. Рынок стагнирует уже полтора месяца, прибавив с начала года всего 1%. В то же время цена на нефть стабильно растет. В прошлую пятницу в ходе торгов рынок опробовал цену в $80,36 за баррель (октябрьский фьючерс на WTI; с начала года он вырос на 30,4%). И хотя затем было отмечено снижение, аналитики сходятся в том, что в стратегической перспективе нефть будет дорожать.

Понятно, что сказывается мировой (и отчасти российский) кризис ликвидности, который сейчас является более мощным фактором. Но дело не только в этом. Вчера было объявлено о повышении экспортных пошлин на сырую нефть с 1 октября 2007 г. до рекордного уровня $250,3 за тонну, что на $26,4 выше предыдущего значения. В среднем примерно 85–90% нефтяной сверхприбыли (при цене выше $27/барр.) изымается государством через экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых. Нефтяники в прошлом году обеспечили 34,9% доходов бюджета.

Темпы роста добычи нефти в последнее время снизились до 2,1–2,8% в год. Цена на нефть мало сказывается на фондовом рынке, зато считается основой экономического могущества России. В своем исследовании Allianz Insurance и Dresdner Bank, сравнивая экономику Германии с экономиками 18 других стран, пришли к неожиданному выводу: по показателю финансовой устойчивости Россия занимает 6-е место в мире, и основа этого – цена на нефть.