Вырос из гоголевской шинели

Культовый в среде западных киноманов голландский мэтр Алекс ван Вармердам придумал маленького человека, готового бить морду тому, кто его придумал

Весь Вармердам

«ОФИЦИАНТ» с 20 сентября в «35 мм» и «Синема Стар Ереван Плаза» ПОЛНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА АЛЕКСА ВАН ВАРМЕРДАМА «Абель» «Малыш Тони» «Новые сказки братьев Гримм» «Северяне» «Платье» с 26 сентября в «35 мм»

Если вам все еще по нутру смотреть фильмы, каких не видели прежде, то – прямая дорога к Алексу ван Вармердаму: его последнему фильму «Официант», он же Ober. Ваш покорный слуга оценил Вармердама в конце 1990-х, когда увидел его «Платье» – абсурдистскую и очень смешную комедию, в которой платье, по воле судьбы путешествуя по миру, кромсало судьбы своих обладателей. Потом, наконец, посмотрел «Северян» – сатиру на голландский национальный характер, которому нечего стыдиться-скрывать (голландцы, как известно, не используют штор, гордо демонстрируя миру и соседям, что в их домах – ничего предосудительного), но который таки удобное жилье для крупных тараканов. «Северяне» в 1992-м получили три приза Европейской киноакадемии. Восхвалим всегда изумлявший меня вкус отечественных кинопиратов. «Северяне» годами продавались на лотках «Горбушки».

Короче, стиль Вармердама – абсурдизм плюс особенности национального голландского характера. С тем и к «Официанту». Это фильм про сухонького маленького человека пятьдесят-с-небольшим, чья жизнь не задалась и, что важнее, не задается. Как почти во всех фильмах Вармердама, главного героя изображает сам Автор-Режиссер Алекс ван. Его постоянно бьют по лицу. Наглые яппи аппер-миддл класса, которым не понравилось, как он рекомендует им блюда из меню. Соседи-мафиози, которые заставляют его принять на постой своего гостя – киллера из Японии. Брат любовницы, которую он попытался было бросить.

Вы думаете, что главный персонаж фильма – этакий маленький запуганный человечек, потомок небезызвестного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели»? «Все мы вышли из гоголевской шинели», – меланхолически повторяли классики русской литературы.

Так, да не так: герой фильма не желает смиряться с такой судьбой. Поэтому он протестует – и регулярно ходит качать права... К кому, думаете? К автору сценария фильма. Герой фильма готов сражаться. Он готов набить морду автору. Он требует себе послаблений и радостей – и выбивает из автора прекрасную лицом и телом, молодую (для такого хрыча, как он) любовницу. Но автор, скотина, поворачивает сюжет так, что любовница тут же бросает героя. Тогда герой требует оружия для борьбы с наглыми соседями-мафиози – автор дает ему вместо пистолета лук со стрелами, что, конечно, очередное издевательство.

Эпизод, когда герой покупает лук в случайно обнаруженном магазине, – один из лучших. Он течет в режиме реального времени. Убогий продавец долго, не справляясь с оберточной бумагой, заворачивает отдельно лук, отдельно стрелы. Автор сценария, этакий мелкий бес с амбициями Господа Бога, словно бы продолжает в это время размышлять: то ли давать хоть какое-то оружие сопротивления своему персонажу, которого он упорно желает видеть современным жалким Акакиевичем, то ли не давать. Дает в итоге. Испугался, небось, очередного визита разъяренного персонажа. Персонаж, кстати, распорядится орудием как нельзя жестко.

Есть традиция сочинений про маленького человека.

Есть традиция кино- и литературных сочинений про маленького человека, который бунтует – см. фильмы Чаплина.

Есть традиция сочинений про подневольных персонажей, которые бунтуют против воли своего автора.

Вармердам снял фильм, объединяющий все упомянутые традиции: про маленького человека, обреченного на жалкость и жалость своим создателем, но жаждущего вырваться из своей убогости, обрести право на свободу воли и счастье. Пожалуй, это лучшая метафора трепыханий современного среднестатистического – если он не идиот и не окончательный лузер – человека.