«Аэрофлот» обойдется без «Владавиа»

«Аэрофлот» придумал, как ускорить затянувшийся с 2004 г. процесс консолидации дальневосточных активов: он отказался от самого проблемного – «Владивосток авиа»

О том, что «Аэрофлот» предложил Минтрансу включить в проект указа президента вместо трех авиакомпаний Дальнего Востока две – «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы», рассказал «Ведомостям» один из топ-менеджеров «Аэрофлота». Эту информацию подтвердил и чиновник Минтранса. «Мы идею одобрили», – уточнил он. Благодаря такому шагу «Аэрофлот» может дождаться подписания указа президента о передаче ему доли государства в дальневосточных авиакомпаниях уже до конца года, признается менеджер компании: на этой неделе Ernst & Young предоставит «Аэрофлоту» и чиновникам материалы по оценке «Дальавиа».

Цитата. Валерий Окулов

Гендиректор «Аэрофлота». «Я считаю крайне необходимым принятие федерального закона о субсидировании перевозок на местных воздушных линиях».

«Владивосток авиа»

Дальневосточный авиаперевозчик. ВЫРУЧКА – 5,2 млрд руб. (2006 г.). ПРИБЫЛЬ – 20,87 млн руб. ВЛАДЕЛЕЦ – 52,2% акций принадлежит государству, остальное – частным акционерам («Альянс-пром» – более 16%, Дальневосточная акционерная страховая компания – 12,5%, «Аэро-груз» – 5,9%).

«Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания россии. ПАССАЖИРОПОТОК (вместе с «дочками») – 8,75 млн человек (2006 г.). ВЫРУЧКА (МСФО) – $2,983 млрд. ПРИБЫЛЬ (МСФО) – $258,1 млн. КАПИТАЛИЗАЦИЯ (ММВБ) – 80,5 млрд руб. ВЛАДЕЛЕЦ – 51,2% акций принадлежит государству, около 30% – у Национальной резервной корпорации.

«Сахалинские авиатрассы» и «Дальавиа» полностью принадлежат государству, что упрощает процесс согласований, включая разделение бизнеса перевозок и аэропорта, добавляет чиновник. Во «Владавиа» 48% акций контролируется миноритариями, которые не в восторге от намерений «Аэрофлота». В апреле во время командировки гендиректора «Аэрофлота» Валерия Окулова в Хабаровск один из частных акционеров «Владивосток авиа» – «Альянс-пром» (также имеет долю в аэропорту Хабаровска, в том числе ТЗК) отказался заправлять самолет «Дальавиа» из-за долгов.

Особое мнение по объединению на базе «Аэрофлота» госпакетов дальневосточных перевозчиков имеет и Министерство экономразвития, добавляет источник, близкий к Минтрансу. В уставный капитал «Аэрофлота» должен войти только перевозочный бизнес «Владавиа», подтверждает директор департамента МЭРТа Игорь Гречухин. По его словам, разделить перевозки и аэропорт в случае «Владавиа» крайне сложно – у акционеров нет единого мнения, а в противном случае ни о какой передаче «Аэрофлоту» речи быть не может.

В итоге «Аэрофлот» может остаться без «Владивосток авиа», делает вывод аналитик банка «Траст» Евгений Шаго. Перевозчик, по словам эксперта, в состоянии выжить самостоятельно и быть конкурентом, который не позволит «Аэрофлоту» манипулировать местным рынком. Но едва ли отсутствие «Владивосток авиа» в уставном капитале «Аэрофлота» помешает его планам экспансии в регион, говорит эксперт: суммарный пассажиропоток «Дальавиа» (в 2006 г. перевезла 628 836 человек) и «Сахалинских авиатрасс» (149 075 человек) перекрывает объемы «Владивосток авиа» – 642 748 человек. «Исключение «Владивосток авиа» из проекта указа – временная мера, – уверяет менеджер «Аэрофлота». – Позднее мы вернемся к этому активу». Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Вчера на международном экономическом форуме в Хабаровске Окулов впервые публично рассказал о планах «Аэрофлота» в регионе. В его выступлении не было ни слова о «Владивосток авиа», зато он сообщил, как собирается выводить из кризиса «Дальавиа». План состоит из трех этапов и «завершающий <...> должен ознаменоваться резким ростом пассажироперевозок, [он] придется ориентировочно на 2012 г.». Помочь увеличить перевозки в этом регионе, по мнению Окулова, могут государственные субсидии на местных авиалиниях. «[На Дальнем Востоке] потребность в воздушных перевозках высока, но их объемы низкие, не в последнюю очередь потому, что значительной части населения билет на самолет просто не по карману», – заявил он.