Это наша США

Русский след в заокеанском кинематографе стал главной темой Амфеста номер 2

Где и когда

ФЕСТИВАЛЬ «Новые образы Америки» www.amfest.ru 18–23 сентября КИНОТЕАТР «Формула кино Европа» площадь Киевского вокзала, 2, ТРЦ «Европейский», 3-й этаж

Второй по счету фестиваль «Новые образы Америки» (в просторечье – Амфест) остается верен своей основной предпосылке, согласно которой голливудское кино, которое крутят по всему миру, на самом деле мало что говорит о самой Америке – а потому стоит показывать ее настоящее лицо. Ведь интереснее зайти не с парадного, а с черного хода.

Но у Амфеста-2007 есть и нескрываемый русский акцент, о котором абсолютно ясно сообщает слоган «Кинобумеранг Россия – США – Россия». Формально это объясняется тем, что в 2007 г. отмечается 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и США и фестиваль официально этой годовщине посвящен.

В русском направлении движутся прежде всего две программы – «Русский след» и «Классика», а также, отчасти, программа «Для всей семьи».

Главным героем «Русского следа» стал режиссер Слава Цукерман, советский документалист, эмигрировавший в Израиль, а потом переехавший в США, где он снял один из самых громких авторских фильмов 80-х, настоящий визионерский шедевр «Жидкое небо». Этот фильм будет показан и на Амфесте. Кроме того, сам Цукерман приезжает в Москву, чтобы представить еще не завершенную ностальгически-аналитическую картину Perestroika (на фестивале покажут рабочую версию). Можно будет также увидеть пару его старых документалок еще 70-х гг.

Раритеты, связывающие нас с Голливудом, собраны в программе «Классика». Эрнст Любич в 1939 г. сделал забавную антисоветскую комедию про русскую шпионку (Грета Гарбо), влюбившуюся в американца. Орсон Уэллс посвятил изучению могучего русского духа драму-притчу «Мистер Аркадин» (1962). Норман Джуисон прошелся по нелепостям холодной войны пародийно-паническим кино «Русские идут! Русские идут!» (1966). Показ «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета посвящен премьере михалковских «12». А классические вестерны «Красная река» и «Рио Браво» любопытны, помимо Джона Уэйна, еще и тем, что типично американскую музыку к ним написал русский композитор Дмитрий Темкин.

Три классических диснеевских мультфильма – «Книга джунглей», «Питер Пен» и «Русалочка» – интересны здесь прежде всего как редкие примеры хорошего русского дубляжа.

Сугубо американскими остались программы «Гала-премьеры» и «Инди-вид». В первой можно найти режиссерский дебют Бена Эффлека «Прощай, детка, прощай» – драматическую историю про киднеппинг; последний фильм Эдриэнн Шели «Официантка» – трогательное и ироничное рассуждение о беременности, которое режиссер придумала, будучи сама беременной; ну и неизбежное антирасистское высказывание «Писатели свободы» Ричарда Ла Гравенезе. Главным фильмом «Инди-вида», разумеется, стал «Параноид парк», еще одно препарирование подросткового сознания лидером американских «независимых» Гасом ван Сентом. Но и вся «инди-видуальная» часть весьма любопытна, поскольку тут есть и работы других легендарных личностей: Стива Бушеми («Одинокий Джим»), Тома ди Чилло («В бреду»), Хармони Корина («Мистер Одиночество»).

Классики американской документалистики – Ди-Эй Пиннебейкер и его помощница Крис Хегедус – лично представят эту ретроспективу, в которой отражены и первая американская выставка в Москве 1959 г., и Боб Дилан с Джимми Хендриксом, и постановка Беккета, и выборы Клинтона.