Глобалист: Новые колонизаторы


Сильно сомневаюсь, что живущие в дырявых лачугах африканцы обеспокоены кризисом высокорискованных ипотечных кредитов. В то время как богатые страны расплачиваются за свое безрассудство, 50% населения Африки живет на $1 в день на человека. Из 18 самых бедных стран мира 14 находятся в Африке.

Виноваты и география (отсутствие у многих выхода к морю), и климат. Но достойной жизни мешают и этнические конфликты, и коррупция, и преступные власти. Аналитики спорят, являются ли дурные правительства причиной или следствием африканской нищеты. Экономисты призывают к введению свободы торговли, увеличению помощи и прощению долгов. В этом суть программы ООН Millennium Project, которая призвана к 2015 г. вдвое снизить крайнюю нищету с помощью внушительных объемов иностранной помощи.

Позиция европейцев объясняется комплексом вины за годы колонизации. Отсюда и неготовность ставить жесткие условия для получения помощи, чем с удовольствием пользуются коррумпированные африканские лидеры. Европейцы предлагают африканцам самим разбираться с гуманитарными катастрофами на континенте. Но Африканский союз не в силах прекратить гражданскую войну и массовые убийства в Дарфуре (Судан), президент ЮАР Табо Мбеки не пожелал удержать Роберта Мугабе от разрушения некогда процветающей экономики Зимбабве.

Отношение начинает меняться. ООН объявила о своем долге защищать невинных даже от их собственных правительств. Это сулит испытания принципу государственного суверенитета. Первый чернокожий архиепископ Йоркский Джон Сентаму призвал Британию забыть о комплексе вины и возглавить международную кампанию вмешательства в политику Мугабе. Но это капля в море.

Между тем, пока Запад раздумывает, Китай и Индия – действуют. Им нужна нефть, и в обмен на нефтегазовые концессии Китай обещает африканцам построить транспортную инфраструктуру, а Индия предлагает услуги в области здравоохранения, фармацевтики и телекоммуникаций. Китайские компании, как правило, принадлежащие государству, используют на африканских стройках собственную рабочую силу: на многих проектах работают китайцы, живущие в специальных охраняемых поселениях. Эта модель работы, которая позволяет избегать проблем местного управления, воскрешает в памяти первые шаги европейских компаний в Африке в XIX в.

Однако китайцам неведомо чувство вины за колониальный гнет. Не сильно они озабочены соблюдением прав человека. Не могут их инвестиции и серьезно повлиять на уровень нищеты на континенте. Индия имеет дело в основном с ЮАР, Китай – с богатыми полезными ископаемыми Анголой, Суданом, Конго, Экваториальной Гвинеей и Нигерией. Тем не менее их присутствие в Африке – признак растущей роли этих двух держав в мире. Это и повод задуматься о том, как интегрировать Африку в мировую экономику.-