Конкуренция на кофейной гуще

Как орловский предприниматель Илья Якубсон вырастил в своем регионе соперника для сети Starbucks

Илья Якубсон

Вице-президент одного из крупнейших в стране табачных дистрибуторов – группы «Мегаполис».. Член совета директоров розничного холдинга «Провиант», владеющего сетью из 113 магазинов. Основатель и совладелец сети кофеен «Санта-бин кофе». Оператор сети – ООО «Вилсон» с основным учредителем, по данным ЕГРЮЛ, – Натальей Якубсон. Экс-совладелец сети игорных клубов «Ниагара» (г. Орел).

Кофейню «Санта-бин», созданную по подобию крупнейшей в мире сети Starbucks, бизнесмен Илья Якубсон открыл этим летом в центре Орла, на месте игорного клуба. Раньше Якубсон сам занимался игорным бизнесом, владея долей в местных клубах «Ниагара». А также продуктовым ритейлом, управляя крупнейшей в регионе сетью супермаркетов «Паллада» и дискаунтеров «Сберегайка». Но задумался о переменах. «Мы крупнее, чем Starbucks: у них в России всего одна кофейня, а у нас уже три», – шутит предприниматель, успевший к сентябрю открыть еще пару заведений.

«Продуктовая розница надоела. Захотелось заняться бизнесом для души. Перспективная ниша была видна – ни в Орле, ни в соседних городах, да и во всей России тоже нет демократичных кофеен», – рассказывает Якубсон.

Новый этап

В начале года он ушел из розничного бизнеса. Личных средств Якубсона, по его собственным подсчетам, хватит на открытие в Центральной России сети из 15 кофеен. Затраты на первый «Санта-бин» составили $250 000.

Якубсон пытался вести переговоры о покупке франшизы с немецкой сетью кофеен самообслуживания Woyton, но они не нуждались в российских партнерах. Тогда он решил создать собственный бренд по принципу бенчмаркинга – использовать существующие на рынке концепции и ноу-хау. За образец был взят лидер отрасли – крупнейшая в мире по числу кофеен американская сеть Starbucks, признается предприниматель.

За полгода Якубсон с женой Натальей изучили все сетевые кофейни самообслуживания в США и Европе, выучились на курсах бариста, договорились с поставщиками кофе и посуды и начали запуск собственной сети. В проект пришла команда менеджеров, работавшая с Якубсоном в розничном бизнесе, и бариста, работавший в американских кофейнях Starbucks.

Пошли на сближение

Название «Санта-бин» придумал сын-школьник Якубсона, а логотип – цветок из кофейных зерен в круге, визуально напоминающий эмблему Starbucks, – нарисовал орловский художник. В открывшихся в течение лета в Орле трех кофейнях, чашка эспрессо стоит 35 руб., самый дорогой напиток – 150 руб. С учетом русской специфики в концепцию были добавлены зоны «для тех, кто еще не бросил курить» и звуковое сопровождение из русских сказок в туалетах.

Якубсон считает, что позаимствованная у Starbucks идея к обвинениям в плагиате не приведет. До конца года бизнесмен обещает открыть пять точек – подписаны договоры аренды помещений в Курске, Воронеже и Белгороде. А за пять лет – создать сеть по всей России.

По прогнозам Якубсона, окупаемость каждой кофейни составит 18–20 месяцев. Приводить «Санта-бин» в Москву он планирует не раньше чем через два года – это потребует втрое больше инвестиций. «Сельские» предприниматели могут создавать компании федерального масштаба в России, не заходя в Москву. «Магнит» сумел без этого обойтись и построить самую крупную продуктовую сеть», – амбициозно замечает Якубсон. Тем не менее финансовая помощь в создании всероссийской сети ему потребуется. Якубсон рассчитывает найти портфельного инвестора и обсуждает сейчас продажу доли в 20–25% с несколькими инвестфондами. О том, что Якубсон ищет партнера, знают консультанты инвестиционных компаний Da Vinci и Falcon Advisors.

Спорное решение

Пока управляющие российских кофеен раздумывают, приживется ли в России классическая концепция Starbucks, зарабатывающей на кофе, а не на еде, Якубсон проверяет ее на практике. Ежедневная выручка одного кафе «Санта-бин», по словам финдиректора сети Юлии Штельтер, – чуть более $1000, из которых 70% приходится на кофе и кофейные напитки. При этом 10% кофе в прошлом месяце было продано навынос. Участникам столичного рынка кофеен эти показатели кажутся неправдоподобными. «В лучшем случае в обороте российской кофейни на кофе приходится 40%, остальная выручка идет от соков, воды и закуски», – констатирует исполнительный директор сети кофеен Iliy Владимир Руденко. Гендиректор «Шоколадницы» Владислав Лозицкий признает, что на продажи кофе и кофейных напитков приходится менее половины оборота его сети. Руководитель сети «Кофе бин» Джерри Рудитсер также называет цифру в 40%.

К наполеоновским планам Якубсона столичные операторы кофеен тоже отнеслись скептически. Starbucks не зря осторожничала: россиян очень трудно приучить покупать кофе навынос, указывает Руденко. Пока места в нише кофеен хватает, отмечает Рудитсер: потенциальная емкость российского рынка превышает $1 млрд, но он не насыщен даже наполовину. «Конкурировать со Starbucks в России сейчас нетрудно, а через год – попробуйте», – добавляет управляющий «Кофе бин». Он напоминает, что крупнейший игрок в сегменте сетевых кофеен – «Кофе хауз» – уже оценил преимущества самообслуживания и перевел в этот формат две кофейни.

Выяснить отношение к ситуации Starbucks, открывшей в этом месяце свою первую российскую кофейню в торгкомплексе «Мега» в подмосковных Химках, не удалось. Менеджер по глобальным коммуникациям Starbucks в Европе и на Ближнем Востоке Кэрол Пусик сообщила, что компания не комментирует действия конкурентов. Если Starbucks уловит прямое сходство со своим знаком, то сможет инициировать разбирательство против «Санта-бин» – создание похожего по фирменному стилю проекта может подпасть под статью закона о конкуренции, считает старший партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Бирюлин.Правда, прежде американской сети придется доказать, что орловская кофейня своей вывеской вводит потребителей в заблуждение. Такие дела всегда непростые, замечает Бирюлин.

Чем русские на американцев похожи

Как и в Starbucks, в «Санта-бин» можно выпить кофе или взять его с собой в бумажном стаканчике похожей конструкции. Как в американской сети, в «Санта-бин» нет официантов, вообще не продается алкоголь, а из еды посетителям предлагают небольшой выбор сэндвичей и десертов.