«Он готов принять удар»

Почему Семен Вайншток так и не стал нефтяником, а теперь займется спортом

Вайншток родился 5 октября 1947 г. в Могилеве, спустя три года его семья переехала в Молдавию. Он окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель» и по распределению поехал на Когалым.

Капитализация. 319,97

процентов на столько выросла капитализация «Транснефти» с момента выхода на классический рынок. Это произошло при Вайнштоке. Тогда компания была оценена в $607,2 млн, сейчас она стоит $2,55 млрд.

Строитель из Когалыма

Вскоре он стал замруководителя по хозчасти НГДУ «Повхнефть», которое возглавлял Вагит Алекперов. Затем Вайншток занял аналогичный пост в «Когалымнефтегазе», а в 1993 г. возглавил предприятие. Через два года он стал гендиректором «Лукойл – Западная Сибирь» и вице-президентом «Лукойла».

Вайншток всегда скрупулезно вникал в дело, за которое брался, ночами изучал процесс перекачки нефти и коррозии труб, вспоминает бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов. «Он жесткий и властный руководитель, требователен к себе и другим, – добавляет тогдашний замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. – В его компаниях всегда была жесткая иерархия». Разочаровавшись однажды в человеке, он уже не менял своего мнения о нем, рассказывает источник из окружения Вайнштока. Чиновник, близкий к совету директоров «Транснефти», добавляет, что ошибок он не прощал и себе. По словам первого замминистра энергетики Ивана Матлашева, эти качества позволили ему стать сильным менеджером, всегда добивающимся намеченной цели. Продолжить карьеру в «Лукойле» Вайншток не мог – кресла первых вице-президентов были заняты, меньшее ему было неинтересно, вот он и ушел, резюмирует сотрудник «Лукойла».

В «Транснефть» с циркулярной пилой

В сентябре 1999 г., когда Владимир Путин находился в Новой Зеландии, первый вице-премьер Николай Аксененко и министр топлива и энергетики Виктор Калюжный добились досрочного прекращения полномочий президента «Транснефти» Дмитрия Савельева и замены его на Вайнштока. Спешку они объясняли «необходимостью устранения негативных явлений в деятельности «Транснефти». Путин назвал это решение «спешным и опрометчивым», но отменять его не стал. По словам чиновника, близкого к администрации президента, назначение Вайнштока лоббировал совладелец Millhouse Capital Роман Абрамович. В Millhouse и «Транснефти» это всегда опровергали.

Савельев, считавший увольнение незаконным, угрожал, что не пустит Вайнштока в здание. Тому пришлось прорываться в офис при помощи отряда спецназовцев, которые взламывали двери циркулярными пилами. А вечером того же дня Вайншток спокойно объяснял «Ведомостям», что шум вокруг его назначения ему «не мешает».

Большая часть топ-менеджеров отказывались работать с Вайнштоком, рассказывал тогдашний замминистра топлива и энергетики Владимир Станев. В итоге в Москву из Когалыма переехало вместе с Вайнштоком более 15 сотрудников. Нефтяники не сомневались, что Вайншток – ставленник «Лукойла». Ведь Савельев пробил постановление правительства о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС), альтернативной ряду проектов «Лукойла». Все были уверены, что новый президент «Транснефти» затормозит реализацию проекта БТС, а «Лукойл» получит преимущество в экспорте. Но они ошиблись.

Несбывшаяся мечта

Перейдя в «Транснефть», Вайншток испортил отношения с Алекперовым, рассказывает один из сотрудников «Лукойла»: «Вайншток боялся, что его обвинят в преференциях «Лукойлу», и был к нему излишне строг». Почти сразу он крупно поспорил с «Лукойлом» по вопросу предоплаты за услуги «Транснефти». БТС стала его любимым проектом. А главным проектом он считал трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Его первая очередь стоимостью $11 млрд должна быть сдана в конце 2008 г. – уже без Вайнштока.

У нефтяников были причины недолюбливать Вайнштока. Он заставлял их раскошеливаться на строительство новых труб и даже предложил им самим попросить правительство повысить тарифы на прокачку нефти. При этом Вайншток смог исполнить мечту всех нефтяников и ликвидировать дефицит мощностей, отмечает бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко. По его словам, к моменту, когда Вайншток возглавил «Транснефть», не хватало свободных мощностей в трубопроводах примерно на 15–20% и нефтяники воевали друг с другом за лучшие направления. Теперь мощности на 20% в избытке, а нефтяники конкурируют за заказчика.

Вайншток стал регулярно встречаться с нефтяниками, создал единые правила игры, вспоминает менеджер нефтяной компании: «Он заставил нефтяников построить на узлах учета резервуары и накапливать нефть на случай форс-мажора». «Он сделал работу «Транснефти» предсказуемой, – резюмирует Темерко. – Еще как минимум семь лет «Транснефть» будет работать как часы».

Хотел Вайншток, чтобы «Транснефть» и сама добывала и продавала нефть. В 2001 г., проведя инвентаризацию, он обнаружил в трубопроводах 200 000 т излишков нефти, образовавшихся из-за погрешности в объемах сдаваемой и принимаемой в систему нефти. Он попросил тогдашнего вице-премьера Виктора Христенко разрешить компании продать эту нефть, а вырученные $12,2 млн направить на финансирование БТС. Когда эту схему не удалось реализовать, «Транснефть» решила отправить эту нефть на экспорт, но разрешение и на это чиновники не дали. Вайншток не сдавался, и в том же году «Транснефть» образовала СП «Трансойл» для добычи нефти на Красноленинском месторождении. Но вскоре монополии пришлось продать там свою долю – на этом настояли чиновники, рассказывает один из бывших сотрудников Минэнерго.

«Вайншток устал»

13 сентября истек срок контракта Вайнштока. На прошлой неделе, когда Путин отправлял его в отставку, тот сказал президенту, что уходит из компании с «легкой душой». По решению Путина Вайншток возглавит госкорпорацию по подготовке к зимним Олимпийским играм. Сам Вайншток отказался от комментариев. За неделю до официальной отставки он сообщил сотрудникам «Транснефти», что уходит. «Он хотел уйти красиво, потому что понимал, что уйти все равно придется, – говорит чиновник, близкий к совету директоров «Транснефти». – Для него уход был единственной возможностью выйти из-под удара, он был слишком самостоятельным, и у него сложились сложные отношения с отдельными высокопоставленными чиновниками президентской администрации». Шаронов рассказывает, что предложение возглавить олимпийскую госкорпорацию стало для Вайнштока большой неожиданностью. «Он давно хотел уйти, – рассказывает знакомый с ним предприниматель, – говорил, что устал и хочет пожить для себя, спокойно. Он сначала даже хотел отказаться от новой должности, но потом передумал – это не в его характере, он всегда готов принять удар».

Штрихи к портрету

Отношение к людям Самым большим грехом Вайншток считал воровство и попавшихся увольнял сразу же, рассказывает источник из его окружения. При этом он был хорошим психологом, умеющим найти подход к человеку и вселить в него уверенность, отмечает гендиректор «Транснефтьсервис-С» Станислав Ананьев. Разносторонняя личность Менеджер «Лукойла» говорит, что Вайншток был очень разносторонним человеком – создал в Когалыме музей боевой техники Второй мировой войны, лично собирал эту коллекцию, ездил в Минобороны. Добиваться цели Вайнштоку все нужно было сделать по высшему классу, рассказывает менеджер «Лукойла». Как-то задумал Алекперов построить в Когалыме православный храм и мечеть, а возглавил это строительство Вайншток. Когда сооружение храма завершалось, освятить его попросили архиепископа тобольского и тюменского Дмитрия, но тот стал тянуть. Вайншток возмутился: «Кому этот храм нужен? Тебе, православному, или мне, иудею?» И добился, что в итоге храм освятил лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.