Вектор


Лицензия для программиста

Сегодня правительство рассмотрит предложение Минкультуры лицензировать изготовление экземпляров компьютерных программ и баз данных. Сейчас лицензии требуются для выпуска аудиовизуальных произведений, а вот копировать ПО и базы данных пока можно просто так. И компьютерные игры, диски с Windows или, например, базы данных с данными о налогоплательщиках продаются почти повсеместно. В этой ситуации введение лицензии на изготовление ПО – логичный, но вряд ли эффективный шаг. Копирование программ, защищенных авторским правом, без разрешения правообладателя уже само по себе нарушение закона. Другое дело, что правоохранители до сих пор не очень-то стремились отлавливать нарушителей, особенно тех, что сидят по домам и не штампуют диски в промышленных масштаба х. Возможно, чиновники надеются, что, выдавая лицензии, смогут тщательнее следить за фирмами, их получившими. В самом деле, уровень пиратства в сфере музыкальных продаж в России за последние годы несколько снизился и сейчас составляет примерно 50% (оценка международной федерации производителей фонограмм). Но подвинуть аудио- и видеопиратов государству помогли не лицензии и даже не ужесточение ответственности за торговлю контрафактом, а согласие изготовителей снизить цены на продукцию и рост благосостояния граждан.

ВТБ ищет таланты

ВТБ приступил к формированию первого венчурного фонда, ориентированного на инвестиции в инновации. Партнером банка стала Российская венчурная компания (учреждена правительством). Управлять фондом объемом 3,61 млрд руб. ВТБ будет совместно с американской DFJ – она входит в десятку крупнейших в мире компаний, управляющих венчурными фондами. 20% объема фонда выкупит ЕБРР.

Планируется сформировать портфель из 20–30 компаний, в каждую из которых будет вложено 50–400 млн руб., а выходить из проектов фонд будет через 5–7 лет, рассказал предправления ВТБ Андрей Костин. Компании должны работать в области информационных технологий, индустриальных инноваций, нано- и биотехнологий и др. Правда, конкретных проектов представители ВТБ и DFJ назвать не смогли. Зампред правления ВТБ Юлия Чупина предложила изобретателям альтернативного топлива и других перспективных чудес обращаться с заявками на венчурное финансирование прямо в отделения «ВТБ 24» – сотрудники передадут заявки куда нужно. Можно приходить с одним только бизнес-планом или даже просто идеей, добавил Костин. Инвесторы готовы к тому, что лишь каждое десятое вложение принесет сверхприбыль. Оно и понятно, ведь для ВТБ и DFJ сейчас главное – собрать портфель проектов. Партнеры не скрывают, что найти деньги даже в условиях кризиса им не составит труда. Отыскать же проекты – куда сложнее.

За былые заслуги

Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари заявил в Москве, что «Лукойл», если хочет разрабатывать месторождение «Западная Курна», должен будет участвовать в новом тендере, но будет иметь преференции относительно конкурентов: «Контракт был подписан и отменен еще во времена Саддама Хусейна. Но «Лукойл» делал много работы в соответствии с этим контрактом и, конечно, будет иметь преимущество». Этот контракт был заключен в 1997 г. и в одностороннем порядке разорван Ираком в 2002 г. После оккупации Ирака США власти долго не говорили ничего внятного, и лишь в начале августа этого года посетивший Москву министр нефтяной промышленности Хусейн аль-Шахристани заявил, что право на разработку этого месторождения будет предоставлено Национальной нефтяной компании Ирака, которая на конкурсной основе привлечет иностранного партнера. На разведанных месторождениях иностранцы могут рассчитывать только на миноритарные пакеты (в прежнем контракте у «Лукойла» было 68,5%). Разнобой в высказываниях иракских чиновников показывает, что они еще сами окончательно не определились с тем, как будут привлекать инвесторов. Но в любом случае у «Лукойла» перед конкурентами то преимущество, что он уже провел геологическое изучение месторождения. И какие-то очки ему, несомненно, даст привлечение в проект его партнера – ConocoPhillips.