Причалы – это надолго

Новый премьер Виктор Зубков предложил увеличить сроки аренды портов до 20–25 лет. Портовикам этого мало

Нужно продлить договоры аренды до 15, 20, 25 лет, тогда хозяин появится, мутные компании будут выдавливаться из портов», – заявил на заседании правительства премьер Виктор Зубков (подробнее о мероприятии см. на стр. А3), сообщил «Прайм-ТАСС».

Сейчас причалы, берегоукрепления, каналы, навигационное оборудование находятся в федеральной собственности на балансе ФГУП «Росморпорт», а портовые операторы интересуются именно причалами. Как рассказал замгендиректора «Росморпорта» Дмитрий Кондратов, долгосрочных договоров ни с кем из крупных портовых операторов сейчас нет – ФГУП работает по старым договорам, которые были заключены с реорганизованными в 2003 г. морскими администрациями порта. Заключение долгосрочных договоров невозможно без согласия Росимущества, а теруправления до сих пор настаивают на перечислении всей арендной платы в федеральный бюджет. Но это противоречит Налоговому кодексу и закону о ГУПах, говорит Кондратов.

В портах были бы рады увеличению срока аренды. Десятилетний договор аренды Мурманского морского торгового порта истек в 2004 г. и с тех пор продлевается допсоглашениями, рассказал гендиректор порта Виктор Морозов. Арендная плата составляет 5 млн руб. в месяц. Он считает, что продление аренды до 20–25 лет – это «полумера». Морозов хотел бы, чтобы причалы сдавались на 49 и даже 99 лет. Его поддерживает гендиректор Архангельского морского торгового порта Владимир Титов: «При краткосрочных договорах аренды инвестировать в этот бизнес никто не будет».

Представитель Минтранса говорит, что его министерство уже давно настаивает на заключении долгосрочных договоров с портами. По его словам, в середине октября в Госдуме во втором чтении будет рассматриваться проект закона «О морских портах», в котором прописан срок аренды имущества порта на 49 лет, если арендатор не захочет заключить договор на меньший срок. К тому же с 1 января 2008 г. начинают действовать изменения в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми арендаторы должны будут перечислять плату не напрямую в бюджет, как сейчас, а на счета «Росморпорта», говорит Кондратов, и это позволит ФГУПам заключать «нормальные долгосрочные договоры». «Росморпорт» уже согласовывает условия нескольких долгосрочных договоров, например сроком на 10 лет, с одним из крупнейших операторов контейнерного терминала в Санкт-Петербургском порту.

Правда, Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) удалось договориться об аренде на 49 лет. Но это соглашение вызвало недовольство Зубкова. По его словам, НМТП заплатит «за 50 лет аренды 3 млн евро». Гендиректор порта Игорь Вилинов рассказал, что в августе 2002 г. НМТП заключил договор с морской администрацией порта Новороссийск на аренду причалов и берегоукреплений на 12 лет. А в августе 2006 г. срок аренды был продлен на 49 лет до декабря 2055 г. в связи с реализацией инвестпрограммы стоимостью $700 млн, и размер ежегодной арендной платы составляет сейчас $1,917 млн (почти $94 млн за 49 лет). Но представитель «Росморпорта» уверяет, что с НМТП подписано только дополнительное соглашение. Сейчас готовится новый прямой договор аренды, в котором арендная ставка для НМТП будет определена исходя из оценки Росимущества.