Срочно требуются инвесторы

Борский мост в Нижнем Новгороде 25 сентября откроется после капремонта, но не решит транспортные проблемы губернии. Нужны новые переправы

После реконструкции скорость передвижения по мосту увеличится в среднем с 30 до 60 км/ч, а пропускная способность возрастет втрое – с 25 000 до 75 000 машин в сутки, обещает замдиректора областного департамента транспорта Евгений Крайнов.

Крайнов подчеркнул, что запуск моста после ремонта лишь частично решит транспортную проблему в борском направлении – там, как и раньше, две полосы, поскольку мостовые опоры передвинуть невозможно.

По словам руководителя Главного управления строительства автомобильных дорог (ГУСАД) Нижегородской области Игоря Коробейникова, его ведомство ведет предпроектные проработки (выбор оптимального места) по мостам через Волгу в районе Мещерского озера (Нижний Новгород, возле существующего Борского моста, стоимость строительства с подходами к мосту – 10 млрд руб.) и в районе п. Афонино (Кстовский район Нижегородской области, стоимость строительства – 14 млрд руб.). Кроме того, корректировку обоснования инвестиций проходит проект третьего моста в районе п. Большое Козино. Этот мост могут совместить с низконапорной плотиной (стоимость строительства с подходами без плотины – 21 млрд руб., с плотиной – 32 млрд руб. В этом году конкурс на корректировку обоснования инвестиций выиграла компания «Трансмост» (Санкт-Петербург). Тендер на право корректировки обоснования инвестиций двух других мостов планируется объявить в октябре 2007 г.

Полосность и протяженность мостов уточнят в процессе проектирования, говорит Коробейников.

Депутат Госдумы от Нижегородской области, глава думского экспертного совета по иностранным инвестициям Алексей Лихачев уверен, что из-за отсутствия дополнительных мостов теряет как Нижний, так и Борский район. «В километре от черты Нижнего Новгорода [на другом берегу Волги] не освоены и земли для строительства жилья, и инфраструктура для создания промышленных производств», – говорит Лихачев. Одним из аргументов Toyоta и Nissan, отказавшихся разместить свои заводы в Борском районе, было именно отсутствие нормальной транспортной инфраструктуры, напомнил депутат.

Крайнов сообщил, что мосты в районе Афонина и Большого Козина правительство области планирует построить до конца 2010 г. с привлечением частных инвесторов. Поощрять инвесторов будут участками под объекты придорожной инфраструктуры (кафе, автосервисы, мотели), а также под строительство жилья.

Коробейников рассказал, что рассматривается возможность ввести на этих двух мостах плату за проезд. Разовая плата за проезд через мост в других городах России варьируется от 10 до 350 руб., говорит аналитик по мостостроению «Антанта-капитала» Андрей Верхоланцев. Средства между частными инвесторами и региональной властью распределяются по-разному – например, в зависимости от пропорций в структуре инвестиций в строительство моста. Иногда инвестор отдает часть собранных денег в областной бюджет взамен компенсации из средств областного бюджета части процентной ставки по банковским кредитам. По оценкам Верхоланцева, инвестиции в строительство 1 п. м моста составляют 2,2–10 млн руб., окупаемость – не менее 10 лет. В год платный мост с пропускной способностью не менее 75 000 машин в сутки может принести инвесторам около 600 млн руб.

Австрийская Strabag, которая давно строит тоннели и мосты в Европе, теперь заинтересовалась и Россией. По словам руководителя дирекции по России и СНГ Strabag Александра Ортенберга, в Европе его компания участвует в государственно-частных проектах, а вложенные средства возвращает за счет взимания платы за проезд. Сроки окупаемости, по словам Ортенберга, – 25–30 лет. Сейчас компания участвует в конкурсах на строительство Орловского тоннеля и дороги «Западный диаметр» в Санкт-Петербурге. Эти проекты предполагают инвестиции как государственные, так и частных инвесторов, а «отбиваться» будут за счет платы за проезд. Ортенберг не исключает участия и в нижегородских проектах, когда по ним будет «больше информации».