Мало не покажется

Небольшие инвестпроекты получат господдержку – их будут финансировать федеральный и региональный бюджеты

Инвестфонд финансирует только проекты стоимостью свыше 5 млрд руб. Многие региональные инвестпроекты недотягивают до этой суммы, «хотя по всем остальным параметрам полностью подходят», отметил на встрече бизнесменов с Владимиром Путиным в рамках сочинского инвестиционного форума президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Чтобы относительно небольшие инвестпроекты тоже могли получать господдержку, Шохин предложил объединять их в пулы по отраслевому или межрегиональному принципу.

Еще Шохин предложил финансировать за счет инвестфонда создание в регионах градостроительных планов и схем развития территорий: у региональных бюджетов, отметил он, не хватает на это денег, а отсутствие документов тормозит инвестиционный процесс.

Первая идея Путину понравилась: «Я согласен с тем, что какая-то форма поддержки должна быть, и правительство думало об этом». И. о. министра экономразвития Герман Греф объяснил, что инвестфонд финансирует только крупные проекты (средняя стоимость – 75 млрд руб.). Он предложил дать региональным бюджетам право поддерживать проекты с нижней планкой в 0,5–1 млрд руб. Путин в ответ заявил, что надо дать регионам не только право на такую поддержку, но и стимулировать региональные власти вкладывать средства. «Нельзя мельчить с федеральными деньгами, но создать систему административного сопровождения [небольших инвестпроектов], конечно, можно», – отметил Путин.

Тогда и. о. министра финансов Алексей Кудрин предложил создать региональные инвестфонды, работа которых будет софинансироваться федеральным инвестфондом. Это сработает на привлечение частных инвесторов, на увеличение доли других участников, отметил Кудрин. Путину идея понравилась: «Инженерная мысль закипела, надеюсь, что решение будет найдено».

Регионы, у которых есть деньги на инвестиции, рады возможной поддержке. В Тверской области инвестфонд существует три года, ежегодно в него отчисляется около 1 млрд руб. – 5% бюджета, говорит начальник департамента обладминистрации Валерий Сидоренко. Заксобрание определяет направления финансирования, победители выбираются по конкурсу, ограничений по стоимости проектов нет, рассказывает он. Идея хорошая, но многим регионам не из чего финансировать инвестпроекты, говорит замгубернатора Читинской области Виктор Столяров, «а нет денег – нет и софинансирования». Дотационные регионы смогут потянуть инвестфонд, только если большую часть софинансирования возьмет на себя федеральный бюджет, считает министр экономразвития Карачаево-Черкесии Алексей Эскиндаров.

Регионы прибедняются – в первом полугодии с дефицитом были сведены лишь 11 бюджетов, суммарный профицит достиг 270,8 млрд руб.

В региональных инвестфондах могут быть заинтересованы в первую очередь предприятия ЖКХ и муниципалитеты, говорит президент Института экономики города Надежда Косарева. Эти фонды могут быть полезны среднему и малому бизнесу, полагает доцент экономфакультета МГУ Магомет Яндиев.

Но цена многих проектов не превышает нескольких миллионов руб., что не позволит им претендовать на получение госсредств. Косарева предлагает, чтобы региональные фонды привлекали заемные деньги, а средства инвестфондов тогда будут обеспечением этих кредитов. Чем больше средств тратят на экономику бюджеты, тем менее эффективны финансовые рынки, говорит Яндиев. Ведь предприятия могут получить деньги не за счет заимствований, а «меньшими усилиями, используя административный рычаг», отмечает он.

И. о. спорят об инфляции

На инфраструктурные проекты в 2008 г. бюджет потратит 900 млрд руб., сказал на сочинском форуме и. о. первого вице-премьера Сергей Иванов, а за 10 лет потратит $1 трлн. Государство чрезмерно тратит нефтегазовые доходы (в 2007–2008 гг. будет потрачено 5% ВВП), что стало причиной быстрого укрепления рубля и инфляции, отметил и. о. министра финансов Алексей Кудрин. Из его выступления и. о. министра экономразвития Герман Греф сделал вывод, что «нужно строить больше и лучше, но желательно без денег». Иванов не стал спорить с тем, что расходы на инфраструктуру разгоняют инфляцию, но сказал, что простому народу эту позицию объяснить невозможно. А и. о. министра транспорта Игорь Левитин уверен, что инвестиции в инфраструктуру имеют антиинфляционный эффект.