Платить учителям

Чтобы преподавателями стали лучшие, зарплаты в вузах надо поднять в 2,5 раза, а школьных учителей – почти на 40%, подсчитала ВШЭ

В 2006 г. бюджеты разных уровней потратили на образование 1036 млрд руб., а частные лица – 547 млрд руб., рассказал в пятницу Общественной палате (ОП) ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Почти треть (32%) пошла на школы, 11% – на дошкольное образование, около 20% – на высшее профессиональное образование.

В 2007 г. бюджетные расходы на образование вырастут до 1,14 трлн руб., а по инерционному сценарию к 2010 г. – до 1,49 трлн руб. ОП уверена: этого мало. «Качество школы не может быть выше качества учителей», – говорится в докладе палаты «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». Статус учительской профессии крайне низок, действует «негативный отбор»: «В школы возвращаются в качестве учителей, как правило, не лучшие ученики».

Модернизация образования потребует роста бюджетных расходов на него до 7–8% ВВП, считает ОП. В 2010 г. расходы бюджетов на образование нужно увеличить до 2,8 трлн руб., рассказал Кузьминов.

Эту оценку ВШЭ получила, сопоставив зарплату преподавателей и заработки на конкурентных рынках (см. таблицу). Воспитатели в детсадах зарабатывают 46% среднероссийской зарплаты, а фельдшеры и библиотекари – 90%. Не так сильно занижена (относительно врачей, госслужащих и милиционеров) зарплата школьных учителей, но на выравнивание доходов в 2010 г. бюджетам придется потратить 200 млрд руб.

Дополнительное образование можно развивать за счет частного спроса – по оценке ВШЭ, граждане и так тратят на него гораздо больше государства (в 2006 г. – 30 млрд руб. против 9 млрд). Подготовку в техникумах и ПТУ специалистов, интересных бизнесу, надо приватизировать, говорит Кузьминов.

Деньгами нужно поддерживать только качественное образование, поэтому зарплата преподавателей должна быть разделена на базовую и стимулирующую части, говорит член ОП Александр Адамский. Тогда лучшие учителя смогут получать до 30 000 руб. в месяц, а среднего уровня – 15 000–18 000 руб. Доплаты учителям, как в британских школах, могут распределять школьные советы, состоящие из родителей, учеников и учителей, считает Адамский.

Для создания 50–60 университетов, где преподаватели занимаются научными исследованиями, надо, по оценке ВШЭ, 90 млрд руб. в год – в этом секторе зарплаты занижены (относительно ведущих университетов мира) в 2,7 раза. Проблема оттока преподавателей в бизнес и за границу актуальна, говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

На высшее образование Россия тратит лишь чуть больше 1% ВВП, в то время как в ЕС – 2%, а США – 3% ВВП. Чтобы создать в России хороший исследовательский институт и не опасаться оттока из него профессоров, нужно платить им не менее 200 000 руб. в месяц, считает Гуриев.

По данным Минэкономразвития, на образование бюджет тратит 4,1% ВВП, а суммарные расходы – 4,8% ВВП. К 2010 г. ожидается снижение этих трат до 4,5% ВВП (3,7% – из бюджета), говорит директор департамента Андрей Клепач. Финансирование образования нуждается в корректировке, но до 7% оно не вырастет, в противном случае возникнет разбалансировка бюджета. Найти столько бюджетных средств не удастся, соглашается Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank, а резкий рост вливаний еще и снизит эффективность расходов.

Привлечь средства в образование удастся только за счет частно-государственного партнерства, считает Лисоволик: «Бизнесу придется вкладывать деньги в профильные вузы и техникумы, иначе не решить проблему нехватки кадров». По подсчетам ВШЭ, обучение сотрудников на рабочих местах обошлось бизнесу в 480 млрд руб. (30% от расходов на образование), а на дополнительное образование предприятия потратили только 41 млрд руб.