Платный мост от Aricom

Британская Aricom, владеющая на Дальнем Востоке пятью месторождениями руды и титана, хочет построить железнодорожный переход через Амур

Сколько грузов пойдет через Амур. 30

МИЛЛИОНОВ ТОНН максимальная пропускная способность будущего моста через Амур в год, на первом этапе его загрузка составит 12 млн т, из них 80% – собственная продукция Aricom.

ARICOM

ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ. ВЫРУЧКА – $7,34 млн (2006 г.). ЧИСТЫЙ УБЫТОК – $2,58 млн. Основные владельцы – Питер Хамбро и Павел Масловский, основатели золоторудной Peter Hambro Mining.

О том, что Aricom может приступить к строительству перехода уже в 2008 г., «Ведомостям» рассказал гендиректор компании «Рубикон» («дочка» Aricom, созданная под проект) Сергей Лавриков: в 2010 г. работы должны быть завершены. Протяженность моста – 2180 м, по нему пройдут две железнодорожные нитки с разной шириной колеи (1435 мм и 1520 мм). Он соединит российское село Нижнеленинское и китайский город Тунцзян, где расположены погранпереходы. Этот мост станет первым на Амуре железнодорожным погранпереходом круглогодичного действия, говорит Лавриков. Ближайшие находятся в Приморском крае и Читинской области – почти в 2000 км от Нижнеленинского. Сейчас грузы через Амур идут паромами – летом и по ледовой дороге – зимой объемом всего 500 000 т в год. Проект стоимостью 6 млрд руб. будет финансироваться за счет китайской и российской сторон в равных долях. Китай представляет совместное предприятие властей Тунцзяна и министерства железных дорог, Россию – «Рубикон».

Строительство моста через Амур обсуждали в мае министр транспорта Игорь Левитин и министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь. Чиновники решили «продолжить работу <...> в том числе в части заключения межправительственного соглашения», говорится на сайте Минтранса. Сейчас проект, по словам Лаврикова, находится на согласовании. Чиновник Минтранса подтвердил «Ведомостям» эту информацию. Но строительство моста должны одобрить МВД, ФСБ, МИД, РЖД, Минэкономразвития и проч., отмечает он. Летом им были направлены письма. После того как будут собраны все подписи, начнется подготовка межправсоглашения. Документ может быть подписан в ноябре, когда Россию посетит премьер-министр Китая, отмечает Лавриков.

Проект только на руку РЖД, уверяет представитель монополии: он увеличит объемы перевозок по Транссибу. Переход через Амур – это часть амбициозных планов Aricom на Дальнем Востоке. Компания намерена освоить железорудные и титаносодержащие месторождения, общие запасы которых равны 1,29 млрд т, построить три горно-обогатительных комбината.

Без моста нет никакого смысла строить ГОКи, уверен аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. При объемах производства концентрата в 10 млн т выручка может составить $800 млн, затраты на добычу и переработку руды – $400 млн. Если продукцию везти через погранпереходы в Читинской области или Приморском крае, то железнодорожный тариф «съест» $250 млн, делится расчетами Пухаев: мост снизит транспортную составляющую почти вдвое, так как сократится путь по железной дороге. Месторождения Aricom расположены от будущего перехода на расстоянии от 270 м до 1,8 км, уточняет Лавриков. Aricom также рассчитывает получить скидки на проезд по мосту (он будет платным), продолжает он: ведь после завершения строительства компания передаст объект государству. Чиновники Минтранса от комментариев отказались. Компания может рассчитывать на льготные тарифы, если на то будут экономические обоснования, отмечает чиновник Федеральной службы по тарифам.

Переход через Амур активизирует товарообмен между государствами, на два дня сократив время в пути, отмечает глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Кроме концентрата в обе стороны будут перевозиться нефтепродукты, лес, товары легкой и пищевой промышленности, стройматериалы. Но чтобы использовать мост в полной мере, необходима реконструкция железнодорожной ветки в 124 км, идущей к нему, признается Лавриков: полотно было построено в 1930-е гг. и позволяет пропустить не более 1 млн т, затраты составляют 11,6 млрд руб. Сейчас Aricom договаривается об этом с РЖД.