Самолет превращается

С начала года компания «Авиавторресурс» переработала уже 43 самолета, пять бортов сейчас находятся в разделке – два в Казани, три в Белгороде

Клиенты «Авиавторресурса» – около 15 российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», «Трансаэро», «Татарстан». «Перед международным экономическим форумом нам нужно было срочно освободить место в «Пулково», мы обратились в «Авиавторресурс», и они своевременно выполнили работы по утилизации 11 самолетов. В общей же сложности помогли нам избавиться от 17 самолетов», – говорит заместитель генерального директора по ИАО ФГУП «ГТК «Россия» Виктор Харченко.

Знакомьтесь. Сергей Самошкин

генеральный директор, совладелец компании «Авиавторресурс». 39 лет, закончил МВТУ им. Баумана по специальности «ракетные двигатели»

Разделывать борта интереснее, чем просто покупать и продавать металл», – говорит директор компании «Авиавторресурс» Сергей Самошкин. Он создал компанию в 2000 г., уже имея к тому времени шестилетний опыт утилизации авиатехники. В 2000 г. оборот «Авиавторресурса» составил примерно 10 млн руб., в первом полугодии 2007 г. – 200 млн руб.

Разделка на местах

«До 2000 г. у нас была другая компания, которая занималась тем же самым в Москве. Но держать там промышленное производство неэкологично, и мы переехали на территорию аэропорта «Мячково», – объясняет Самошкин. Стартовый капитал был минимальным – не больше 200 000 руб., из оборудования – только болгарки и сварочные аппараты. «Зато у нас были обученные рабочие из старой компании», – подчеркивает Самошкин. По его подсчетам, сейчас инвестиции в оборудование для компании, специализирующейся на утилизации авиатехники, могут составить до $2 млн. «Резать самолет болгарками и автогеном опасно для жизни, – добавляет коммерческий директор компании «Авиавторресурс» Михаил Ковалев. – Никогда не удается слить топливо до конца, и от искры автогена может произойти возгорание».

За последний год в техническое оснащение компания вложила около 55 млн руб. «Списанный самолет прилететь к нам не может, – объясняет Самошкин. – На аэродром выезжает техника и бригада рабочих. Сперва нужно разрядить все бортовые системы, потом убрать обшивку, кабели. И уж потом разрезать самолет, погрузить в транспорт и привезти в цех».

По цене лома

«Если взлетная масса самолета – 50 т, то цветных металлов в нем примерно в два раза меньше, – объясняет предприниматель. – Новый самолет стоит миллионы долларов, а списанный оценивается с точки зрения металлолома». «Тонна самолетного лома стоит 25 000–26 000 руб. (чем больше самолет, тем дешевле)», – добавляет Ковалев. «Авиавторресурс» выпускает около 40 видов вторичных сплавов, которые продает предприятиям, выпускающим товары народного потребления и агрегаты для сборочных производств. «С «Авиавторресурсом» мы работаем около шести лет, ежемесячно покупаем около 100 т сплавов, которые всегда соответствуют ГОСТам», – говорит начальник отдела снабжения Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) Валентина Васильева.

За счет объема

«Из 5 т самолетного лома (вес Як-40) получается примерно 3,5 т сплава, который продается по цене 53 руб. за 1 кг без учета НДС. К каждой тонне лома прибавляется примерно 6000 руб.», – объясняет Ковалев. «Много затрат на перевозку техники, на электричество, поэтому рентабельность небольшая, прибыль мы получаем за счет объема продукции», – говорит Самошкин. «Рентабельность вторичной переработки алюминия – в пределах 10%», – комментирует руководитель пресс-службы Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Дмитрий Ляховский. «Утилизация авиатехники сейчас почти нерентабельна, – считает начальник производственного отдела по утилизации авиационной техники ПЗЦМ «Авиа» Сергей Пичушкин. – Авиакомпании продают самолеты по цене, превышающей стоимость лома, а к самолету еще нужно ехать и платить зарплату рабочим».

Подлежит списанию

«Прямых конкурентов у нас мало – это ПК «Авиамет», ПЗЦМ «Авиа», Уральский центр утилизации (Челябинск)», – подсчитывает Самошкин. «Утилизацией авиатехники мы начали заниматься в 1990 г., но сейчас больше утилизируем цветной лом, – рассказывает Пичушкин из ПЗЦМ «Авиа». – Авиакомпании разбирают самолеты на запчасти, ремонтируют их, но чаще бросают гнить в аэропортах». «В Жуковском, например, сквозь списанные самолеты уже деревья проросли, – соглашается Ковалев. – Иногда стоимость стоянки такого самолета во много раз превышает цену, за которую его можно продать».

$34,5 млн – таков потенциал рынка утилизации самолетов ГА при средней стоимости одного списанного самолета класса «Ту» $20 000–23 000. По информации, предоставленной Министерством транспорта РФ, сейчас в ГА эксплуатируется 2528 воздушных судов. 1500 самолетов подлежит списанию и утилизации. «В ближайшее время мы планируем обновление парка ВС, поэтому рынок утилизации самолетов действительно перспективен», – говорит руководитель пресс-службы Министерства транспорта России Тимур Хикматов. «А ведь есть еще военная авиация!» – подмигивает Самошкин.