Вектор


Кто скупает «Норникель»

Капитализация «Норникеля» в РТС достигла максимума: в пятницу компания стоила $47,3 млрд. Котировки ее акций росли без остановки почти всю неделю, а в среду выросли сразу на 7%. Рынок рос сам по себе, плюс несколько инвестбанков опубликовали обзоры по никелевой компании, объясняли ажиотаж вокруг «Норникеля» одни трейдеры. Другие делали предположения, что акции растут, потому что их скупает совладелец компании Владимир Потанин. Сам он комментировать это отказался. Потанин и Михаил Прохоров лично контролировали примерно по 22% акций «Норникеля». Еще по 4% «Норникеля» у них – через ХК «Интеррос». Оба хотят поделить бизнес, но никак не договорятся о схеме развода. Потанин в «Интерросе» – управляющий партнер, и без него Прохоров не может в полной мере осуществлять права собственности на эти 4% «Норникеля». Поэтому летом Прохоров докупил на рынке 3% акций более чем за $1 млрд и довел личный пакет до блокирующего. Но Потанину такие траты вроде бы ни к чему, у него и так, по сути, блокпакет – через «Интеррос», голосовать пакетом холдинга Потанин может, не оглядываясь на Прохорова. К тому же, если бы Потанин действительно хотел купить пакет, он бы делал это по-тихому – как и Прохоров, не задирая котировок.

Поскупились

В августе 2007 г. «Казмунайгаз» объявил, что покупает за $2,7 млрд 75% акций базирующейся в Нидерландах Rompetrol, владеющей НПЗ и сетью заправок в 12 европейских странах. Этот актив мог достаться «Газпрому» – и гораздо дешевле, рассказал «Ведомостям» один из участников сделки. Около года назад «дочка» «Газпрома» договаривалась с акционерами о приобретении Rompetrol исходя из ее стоимости $1,25–1,75 млрд. «С покупки Rompetrol «Газпром нефть» планировала начать экспансию на балканский рынок нефтепродуктов, – рассказывает собеседник «Ведомостей». – Покупка Rompetrol практически гарантировала победу в приватизации сербской национальной нефтяной компании NIS». Бывший президент «Газпром нефти» Александр Рязанов подтвердил, что покупка Rompetrol готовилась. Сделку планировалось закрыть в декабре прошлого года, но в ноябре Рязанов покинул «Газпром», а его сменщику Александру Дюкову показалось, что Rompetrol оценена слишком дорого, и он предложил снизить цену до $850 млн за 100%, рассказывают два участника этой сделки. Покупка Rompetrol не состоялась. Акционеры компании от этого только выиграли, ведь казахам они продали акции намного дороже. Вопрос: выиграла ли «Газпром нефть», упустившая этот актив? Представитель «Газпром нефти» не смог это прокомментировать.

Очищение кризисом

Сложности с привлечением зарубежного финансирования заставляют российские компании быть разборчивее в развитии бизнеса и концентрироваться на главном. Так, «Русский стандарт» приостановил выдачу потребкредитов наличными до октября, а ипотеки – до конца года. До этого Москоммерцбанк попытался более высокими тарифами отсечь наиболее рискованных заемщиков по ипотечным кредитам. Судостроительный банк решил умерить пыл в развитии ритейла, а ВТБ решил меньше кредитовать коллег под залог облигаций, дабы лишний раз не отказывать корпоративным заемщикам. В реальности этот список гораздо внушительней, только большинство банкиров предпочитают не афишировать такие шаги, дабы не нервировать инвесторов. Однако те пока воспринимают подобные шаги весьма спокойно. Во-первых, запас прочности еще велик. А главное, отказ от лишних и рисков и расходов, на который весьма сложно решиться в пору доступности ресурсов, делает организации лишь эффективнее.