Новинки книжных развалов: Триады в упряжке


Аркадий Пригожин

Дезорганизация: причины, виды, преодоление

М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.

Аркадий Пригожин первым среди российских исследователей бизнеса решил поспорить с легендарными Томом Питерсом и Робертом Уотерманом, авторами бестселлера «В поисках совершенства». И осмелюсь предположить, что конкурент у заокеанских консультантов и их последователей появился серьезный.

В введении к книге нет традиционных реверансов в адрес руководителей компаний мирового масштаба и длинного списка благодарностей за подсказки. Это объясняется тем, что теория синергичной организации Пригожина основана на уникальном многолетнем опыте изучения отечественного бизнеса, подкрепленном зарубежными интеллектуальными активами – автор входит в Международную организацию по организационному развитию и Международный совет институтов по управленческому консультированию. То бишь основные опыт и теория наши, не заимствованные, к тому же выявленные Пригожиным три оргпотенциала любой организации – синергики, синкретики и энтропики – похожи на лебедя, рака и щуку из басни Крылова, а потому понятны и близки. Первые, по его мнению, «создают в социально-организационной среде конструктивное напряжение, инновационность и проактивность, ориентацию на максимальные достижения с множественным эффектом»; вторые сохраняют управляемость и оказывают «охранительное действие на удержание целостности, постоянства, преемственности состояния»; третьи представляют собой факторы «деструктивного напряжения, рассогласования с последующими потерями, разнообразной дезорганизацией».

Триада оргпотенциалов, в свою очередь, возникла из организационного первоэлемента. Пригожин называет его «орг» – руководитель и два подчиненных, уточняя, что это минимальная «оргсистема, клеточка любой организации».

Теорию Пригожин мастерски дополняет примерами из практики бизнеса. А еще доказывает, что практически во всех фирмах существует разрыв между решениями и их реализацией. «Если вы замерите степень их осуществляемости, можете смело утверждать, что полученные цифры и будут характеризовать степень управляемости предприятия, – пишет автор. – Реальная управляемость средней российской организации по такому показателю колеблется между 60% и 65%».

Пригожин, в отличие от зарубежных исследователей, выходит за рамки изучения бизнеса. По его мнению, любому общества «нужна опора – социальная база с синергичным потенциалом». «И в каждом обществе есть абсолютное меньшинство населения, задающее динамику всей стране, – пишет автор. – Это актив, социально активный элемент (САЭ), численность которого составляет от 3% до 12% любой нации».