Передача власти: На смерть преемника


Выдвижение Виктора Зубкова на пост премьера, равно как и затянувшийся, но практически не принесший сенсаций процесс формирования нового кабинета министров свидетельствуют о том, что «операция «преемник» завершена.

Не в том, однако, смысле, что новый глава правительства, за неделю успевший накопить 4% рейтинга в качестве возможного кандидата на пост главы государства, неизбежно пересядет весной следующего года в президентское кресло. Скорее наоборот: процесс обновления структуры и состава правительства явно будет идти в несколько этапов, в том числе после выборов, а старый соратник Владимира Путина задержится для выполнения этой задачи в премьерском кресле всерьез и надолго. То есть мы имеем дело вовсе не с временным десантированием Виктора Зубкова на аэродром подскока в Белом доме. И третьим президентом России будет все же кто-то иной.

Однако этот всенародно избранный иной все же не станет преемником. То есть не обретет всей совокупной полноты власти высшей должности, популярности в народе, персонального влияния в команде и монопольного господства в элите, которыми сегодня обладает Владимир Путин. Такой преемник Путина как возможность умер в тот момент, когда доселе широко не известный Виктор Зубков легко и непринужденно ответил, что не исключает своего выдвижения на президентских выборах. Дело даже не в разительном контрасте с предыдущими мучительными и обтекаемыми попытками ответа со стороны иных потенциальных претендентов. Просто есть разница между «кандидатом в президенты» и «потенциальным преемником», а на последнюю роль Виктор Зубков не собирается претендовать. И другим дает понять, что не стоит.

Собственно, ту же мысль развил и сам Владимир Путин, когда заявил, что, по его наблюдениям, есть 5–6 человек, включая и Зубкова, которые в принципе могут быть избраны на пост главы государства. Преемников в таком количестве не бывает, поскольку это противоречило бы сакральной процедуре престолонаследия с обретением всей монолитной полноты власти предыдущего правителя.

Однако само по себе стремительное завершение так и не начавшейся толком «операции «преемник» вовсе не означает, что проблемы передачи власти как таковой нет. Президент Путин вовсе не лукавил, когда говорил участникам клуба «Валдай», что не мыслит себе Россию без сильной президентской власти и вовсе не хочет видеть откровенно слабого третьего президента России.

Иначе говоря, следующий глава государства, конечно, не будет иметь всей полноты формальной и неформальной власти Путина. И при этом обязательно будут выстроены все механизмы «добровольно-принудительной преемственности курса», включая и элементы «коллективного политбюро» во главе страны, и структуру нового состава парламента, и прописанные на годы вперед бюджеты и планы правительства, и, наконец, фактор сохраняющегося влияния самого Владимира Путина.

Однако даже при всем при этом следующий президент России должен обладать известной силой и достаточно прочной легитимностью. Поскольку иное сильно противоречило бы традиции персонализации высшей власти и иным принципам отечественной политической культуры. Кроме того, в ближайшие годы Россию объективно ждет достаточно большое количество сложных реформ и непопулярных решений. Никуда не денутся и даже усилятся системные проблемы пенсионной системы. В ближайшие три-четыре года, т. е. ровно в «преемнические времена», страну ждет многократный рост цен на газ и электроэнергию, пресловутый переход на 100%-ную оплату тарифов ЖКХ по рыночным ценам одновременно с новыми принципами управления жилым фондом, которые повысят для граждан «бремя собственности».

Все эти вероятные процессы и тенденции в социально-экономической сфере могут усугубиться, если сбудутся прогнозы многих экономистов о перспективе ухудшения к 2010–2011 гг. ключевых макроэкономических показателей – исчезновении профицита бюджета, появлении дефицита внешней торговли, ослаблении рубля, сокращении финансовых резервов, снижении темпов роста доходов населения, завершении потребительского бума, а также о росте безработицы на фоне несбалансированной миграционной политики.

Всего этого может и не случиться, или, точнее, экономические негативные эффекты будут не так сильны. Однако даже при таком развитии событий стране придется избавляться от определенной эйфории и завышенных ожиданий.

Из всего сказанного становятся очевидны по крайней мере две вещи. Во-первых, фигура следующего президента России имеет значение. И значение большое, если учесть, с какой повесткой дня именно этому человеку, возможно, придется иметь дело. А во-вторых, кто станет не преемником, но «кандидатом Путина» на предстоящих президентских выборах, уже в ближайшее время можно будет определить по одному ясному критерию. Кто-то из потенциальных претендентов начнет говорить не об общей рамке «плана Путина», но о конкретном перечне проблем и задач на ближайшие четыре года следующей президентской легислатуры. Именно этот человек, скорее всего, в начале лета следующего года и разовьет свои тезисы в ежегодном послании президента страны Федеральному собранию.