Три перемены

Путин нашел альтернативу нелюбимому Михаилу Зурабову, утомленному Герману Грефу и скитальцу Владимиру Яковлеву

Крик души. Михаил Зурабов

Бывший министр здравоохранения и социального развития. «Я все знаю, как сделать, но для этого нельзя меня одного оставлять на ристалище, а всем стоять вокруг и смотреть, как я уворачиваюсь от града камней». («РИА Новости»)

Триллер

Назначение нового правительства было поставлено, как хорошее сюжетное кино. В воскресенье в администрации президента ничего не говорили о понедельнике. В понедельник журналистов, оставшихся в Сочи с Кубанского экономического форума, подняли затемно, в 5 утра посадили в самолет и привезли в Москву. Все это время их держали без информации. 10 дней, прошедших с назначения Виктора Зубкова председателем правительства, позволяли предположить самые решительные перемены.

С 14.00 журналистов посадили в одном из крыльев Белого дома. Информации не давали. Около 16.00 агентства получили под эмбарго от пресс-службы Кремля сообщение: Путин сформировал новое правительство.

В 17.49 «Прайм-ТАСС» сообщило: Путин прибыл в Москву. В 19.48 пресс-секретарь президента Алексей Громов заявил, что Зубков представил Путину предложения по составу нового правительства. Затем Зубков приехал из Кремля в Дом правительства, туда же начали стекаться министры. В 20.47 прибыл президент. Зубков и члены нового кабинета собрались в Наградном зале. Пустили журналистов. Путин поблагодарил старый состав и сказал, что его работа была успешной, но в последнее время кабинет стал снижать эффективность. «Многие из присутствовавших здесь мне об этом говорили», – заявил он.

Новости

И тут выяснилось, что структура и состав правительства претерпели минимальные изменения. Даже отставка министра обороны Анатолия Сердюкова не была принята. Добавился один вице-премьер – Алексей Кудрин, сохранивший пост министра финансов. «Несколько уточнены функции Минэкономразвития», – сказал Путин, но не сказал как. Место министра экономразвития и торговли Германа Грефа заняла Эльвира Набиуллина из экспертного совета при президенте по реализации нацпроектов. Место министра регионального развития Владимира Яковлева занял полпред в Южном федеральном округе Дмитрий Козак (сам Яковлев до министерства работал именно полпредом ЮФО), место министра соцразвития и здравоохранения Михаила Зурабова – замминистра финансов Татьяна Голикова. «По предложению председателя правительства появились два новых комитета: Госкомитет по делам молодежи и Госкомитет по рыболовству», – объявил президент. И все.

Две женщины и Козак

Наконец-то в правительстве появились женщины – причем в ранге двух ключевых министров, радуется ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Разделение Минздравсоцразвития грозило параличом ведомства и новыми сбоями в системе, поэтому на это не решились, полагает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Но это не значит, что от разделения отказались. Ведущий аналитик «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов добавляет: «Приход Голиковой обнаружил приоритет финансового оздоровления». Провал дополнительного лекарственного обеспечения был связан именно с финансами и неправильным планированием расходов: вместо заложенных в бюджете-2006 34 млрд руб. на лекарства пошло 67 млрд руб., напоминает он. Голикова – блестящий специалист по бюджетному планированию, объясняет Гонтмахер.

Назначение Козака усилит Минрегионразвития, считает гендиректор Агентства инвестиций и развития ЮФО Игорь Вдовин. Сегодня у министерства очень слабый функционал, поэтому от личности министра мало что зависит, возражает директор Института региональной политики Булат Столяров. Козаку могут быть переданы в управление федеральные целевые программы, особые зоны, инвестфонд, т. е. часть функций Минэкономразвития, считает Вдовин. Козак займется выравниваем диспропорций между регионами, полагает Столяров.

Назначение Набиуллиной, бывшей заместительницы Грефа, означает преемственность курса, уверена научный руководитель Центра стратегических разработок Ксения Юдаева, но она больше будет уделять внимания социальной сфере и нацпроектам. Она глубоко верит в рыночную экономику, ее взгляды очень близки Кудрину и Грефу, который явно повлиял на это назначение, говорит бывший правительственный чиновник.

«Я еще не свободный человек, – сказал Греф «Эху Москвы», – передаю дела. Я всегда говорил, что чиновники должны меняться». По его словам, Набиуллина ясно понимает принципы экономики.

Сердюков, раз его отставка не принята, получил карт-бланш на любые действия, включая более широкую кадровую чистку и структурные перемены, считает источник в Минобороны.

Повышение Кудрина – лучший сигнал рынку: правительство продолжит ставить макроэкономическую стабильность во главу угла, радуется экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева, как вице-премьер он будет иметь больший вес в дискуссиях по расходам перед выборами.

Госкомитет по делам молодежи – это предмет административных упражнений всех 1990-х гг., его много раз ликвидировали и восстанавливали, замечает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин: «Возрождается хаос с невнятными госкомитетами».

Госкомитеты были ликвидированы не зря – это были неэффективные структуры, говорит руководитель направления Центра стратегических разработок Владимир Южаков. Они пытались формировать политику, контролировать процесс и оказывать услуги одновременно – их возрождение в том виде вряд ли улучшит жизнь молодежи и рыболовов.

Это ненадолго

Радикально менять структуру власть не решилась, памятуя опыт 2004 г.: тогда после административной реформы новые органы заработали через полгода, считает чиновник Минобороны. Второй и основной этап обновления, включающий перекраивание министерств, оставлен на период после выборов, прогнозирует политолог Дмитрий Бадовский, а изменения на уровне служб и агентств могут пройти и в рабочем порядке, косвенно об этом свидетельствует появление двух новых комитетов.

В Кремле задумывались над более серьезными изменениями в составе правительства, но победила точка зрения, что перед выборами как на переправе коней менять не надо, предполагает политолог Виталий Иванов: у некоторых нашлись заступники, а кому-то просто не нашли сменщиков, как Соколову, которого планировалось вывести из правительства.

Причиной десятидневной паузы в оглашении нового состава правительства могла стать аппаратная борьба, во многом вокруг фигуры Сердюкова, констатирует политолог Алексей Макаркин, а значит, Зубков будет посильнее Михаила Фрадкова, который вообще не имел своих министров в правительстве.